Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«У правительства есть две страшилки – МВФ и война...»

Парламентарии — о правительственном проекте бюджета на 2016 год
17 декабря, 2015 - 19:46
КИЕВ.ВЕРХОВНАЯ РАДА. 17 ДЕКАБРЯ 2015 г. / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Позор!.. Позор!» — шумел вчера очередной «майдан» около стен Верховной Рады. Здесь собрались бюджетники, представители профсоюзов, предпринимательских союзов, ассоциаций малого и среднего бизнеса, все — и учителя, и аграрии, и активисты евромайдана...

На нардепов, которые проходили в ВР (их собрали на внеочередное заседание) смотрели оскаленные мертвые коровьи головы — не очень-то хороший намек.

Люди стояли с плакатами: «Нет изменениям в Налоговый кодекс!», «Нет изменениям налогообложения аграриев!».

Во ВРУ слушали Министра финансов Украины Наталию Яресько. Она представляла смету страны на следующий год. Цифры — новые. Подходы старые. Главный финансовый документ страны опять будет приниматься под «елку» и «до ночи», когда народные депутаты будут спешить на свои чартеры, повезут их праздновать Рождество в страны, власть которых работает более цивилизовано...

«У правительства есть две страшилки — МВФ и война. Такое впечатление, что вы сидите на чемоданах. Вы подсчитывали экономический эффект от того, что загоните под плинтус людей?», — на этот вопрос народного депутата, члена Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея АНТОНИЩАКА заместитель министра финансов Украины Елена Макеева во время заседания комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики в среду 16 декабря ответить так и не смогла. А вот эксперты смогли — и говорят, что эффект не то, что «плохой», он — «губительный» (подробнее — в материале «ТОП-7 слабых положений Бюджета-2016»)...

Но вчера, когда Кабмин презентовал в ВР проект бюджета на 2016 год, никакой интриги не произошло. Министр финансов протараторила заготовленную речь, и ушла с трибуны. А парламентарии договорились — голосовать проект в первом чтении в следующий вторник, во втором чтении — в среду, в целом — в четверг.

Наиболее интересное было в кулуарах. Вывод вчерашнего дня — публичное обсуждение бюджета в стенах Рады — это своего рода «торги» за новый состав КМУ. Как рассказало «Дню» несколько представителей коалиции, если Яценюк за эту неделю договорится со всеми фракциями по спорным вопросам в Бюджете (читай — удовлетворит финансовые аппетиты лоббистов), то удержится в своем кресле, если нет — будет новый премьер. Среди претендентов называют Сергея Таруту (кандидатуру поддерживает Ринат Ахметов) и Виктора Бондара (креатура Игоря Коломойского).

КОММЕНТАРИИ

Юрий ЛУЦЕНКО, председатель фракции БПП:

— Бюджет на старой налоговой базе — это иллюзия, которую подбрасывают лоббисты определенных вопросов, чтобы ничего не менять. Говорю ответственно: бюджет с сохранением нынешнего специального режима для АПК принять невозможно, потому что это закреплено соглашением между Украиной и МВФ. Если кто-то знает, как сбалансировать бюджет без почти 4 миллиардов долларов, то пусть скажет.

Президент в тяжелых переговорах  с руководством МВФ нашел компромисс: 75% — в бюджет от специального режима и 25% — аграриям. То есть «подушка» безопасности для сектора есть.

Половина фиктивного НДС создается в АПК и это знает каждый специалист. Но есть также и добросовестные работники АПК. Мы говорим о том, что специальный режим не даст возможность плодить дальше миллиардные разворовывания НДС.

Александра КУЖЕЛЬ, народный депутат, фракция «Батьківщина»:

— Они убрали из  Налогового кодекса обязательное требование к КМУ опубликовать список оффшорных компаний. То есть никто не будет знать в обществе, кто и куда будет перечислять средства. Это — ширма для своих.

Они также усилили контроль, но не за монополистами, а за малым бизнесом. Что это значит? Если предприниматель будет отправлять товар на экспорт на тысячу евро, то его будут контролировать на предмет трансфертного ценообразования.

Минфиновский бюджет наносит удар по местным бюджетам, потому что единый налог разделяют на три части: 25% — в госбюджет, 35% — в областной и 45% — в местный.

Они написали всем предпринимателям купить кассовые аппараты, а местные органы власти (внимание!) должны компенсировать 45% их стоимости. Представьте, к чему это приведет: к городскому голове приходит тысяча предпринимателей и просит помочь купить кассовые аппараты! В ответ: «Закройтесь, чтобы я вас больше не видел!»... Такие изменения просто неприемлемы.

Поэтому голосовать за них не стоит. Бюджет могут принять на старой налоговой базе с определенными изменениями.

Сергей ТАРУТА, председатель депутатской межфракционной группы «Голос громади»:

— Это впервые в истории Украины бюджет писался на налоговой базе, подготовленной консалтинговой компанией, а не Минфином и другими ведомствами совместно с бизнесом и гражданским обществом.

Сегодня Минэкономики просит нас сбросить проект бюджета, потому что у них его нет. Это — тотальное неуважение к украинцам.

Предложенный бюджет — бомба для среднего бизнеса и в целом для страны. Их бизнес — их жизнь, и у них нет денег на излишние прихоти. То же касается и агробизнеса. Поэтому наша межфракционная группа предлагает делать бюджет на старой налоговой базе и с первого квартала вместе с обществом и предпринимателями согласовать новый Налоговый кодекс; провести переговоры с МВФ вместе с Минфином и депутатами.

Виктор Кривенко, заместитель председателя комитета ВР по вопросам бюджета:

— Компромисс может быть лишь один — принятие бюджета на старой налоговой базе. В него нужно включить предложения Нины Южаниной по администрированию  налогов. По ставкам спорный вопрос: как по мне, снижать в настоящий момент их не стоит. Почему? Мы сделаем подарок нашим олигархам за счет мелкого бизнеса. Снижение ставки не дает экономического эффекта, и в этом году мы в этом убедились. Ведь в 2015 году сделали эксперимент: снизили ЕСВ до 16% и ожидали подъема доходов от заработных плат вдвое. Но детенизация оказалась незначительной. Ведь для среднего бизнеса эта ставка еще слишком высокая. Другое дело — большие предприятий, в первую очередь, владельцы сырьевых и энергетических активов. Именно они будут главными выгодоприобретателями. Пока не наведем порядок с уплатой налога на прибыль, конкуренцией, идти на радикальное снижение ставок не стоит, потому что ожидаемой детенизации не будет, а вопрос: «Где найти 70 миллиардов гривен в бюджет от снижения ставок?» — не исчезнет.

Также нам не нужно бояться МВФ в позиции принятия бюджета на старой налоговой базе. Ведь для них главное — экономическая стабильность, как она будет достигаться — решать КМУ.

Наталия БИЛОУСОВА, Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ