С 1 сентября этого года вступают в силу сразу пять важных правовых актов, которые ощутимо повлияют на кошельки как отечественного бизнесмена, так и простого украинца.
Первый — Постановление КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 г. № 1251 и от 13 марта 2013 г. № 188». Этот документ предусматривает, что теперь все алкогольные напитки и табачные изделия будут маркироваться акцизными марками нового образца, что, по мнению законодателей, обеспечит более действенную систему борьбы с фальсификатом и подделками подакцизной продукции и защиты населения от потребления некачественной продукции. С учетом налогов цены на конечный продукт могут повыситься на 20—25 копеек.
Второй — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы». Отныне отчеты по единому вкладу на социальное страхование будут представляться в органы Миндоходов. Размер сбора не изменяется.
Третий — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по трансфертному ценообразованию». Налоговая будет иметь возможность контролировать операции по переводу средств более 50 миллионов гривен из Украины на счета в странах, где налог на прибыль меньше, чем в Украине минимум на 5%. (О плюсах и минусах такого нововведения читайте в материале «Прощай, оффшор!» в «Дне» от 23 июля 2013 года).
Четвертый — Постановление Нацбанка «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью» (детальнее — ниже в материале Виталия СЕЛИКА «150 тысяч «плюс»).
И наконец, пятый — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствование некоторых налоговых норм». Теперь к цене импортных легковых автомобилей добавляются — 5,5 тысячи гривен, а к цене грузовиков и автобусов — 11 тысяч гривен. Сумма может быть большей в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации.
Кстати, ЕС этот экологический налог, который вводит Украина, откровенно раздражает. И не удивительно, почему. Ведь европейские производители автомобилей теряют рынок сбыта. Украинские дилеры уже давно отчитываются о падении продажей иномарок в Украине. Так, в июне, по словам гендиректора «Ниссан Моторс Украина» Андрея Нестеренко, продажи автомобилей в Украине снизили на 20% по сравнению с июнем 2012 года. А с первого сентября автодилеры вообще пророчат «коллапс» в отрасли.
Поэтому не удивительно, что вчера во время встречи между украинской делегацией и представителями Еврокомиссии в Брюсселе европейский комиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан ФЮЛЕ даже начал свой спич во время подхода к прессе именно с вопроса утилизационного сбора, который ввела Украина. «Мы серьезно обеспокоены относительно Украины, в частности принятием закона, который вводит плату на утилизационный сбор, и который вступит в силу 1 сентября. Мы ожидаем, что решения относительно торговых раздражителей будут быстрыми и будут отвечать правилам ВТО», — заявил Фюле.
Интересно, что секретарь Совета Национальной Безопасности и обороны Андрей КЛЮЕВ, который вместе с Фюле вышел на пресс-брифинг, никак не прокомментировал, высказанные еврокомиссаром «ожидания», ограничившись «протокольными» фразами об уверенном курсе на евроинтеграцию и поддержку отношений со странами Таможенного союза. «Украина надеется на подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, включая зону свободной торговли этой осенью. Как сказал недавно Президент нашей страны Виктор Янукович, для Украины ассоциация с ЕС должна стать важным стимулом для формирования современного европейского государства, — заявил Клюев. — Вместе с тем, мы планируем сохранять и продолжать углубление наших отношений и интеграционные процессы с Россией, странами Евразийского сообщества и другими центрами экономического развития».
Но... Есть один момент. В начале этой недели министр иностранных дел Украины Леонид Кожара во время пресс-конференции в Киеве сделал интересное в контексте выступления Фюле заявление. Министр заверил, что специальные пошлины на автотранспорт, которые были введены в Украине весной этого года, будут автоматически отменены в случае подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Правда, министр не объяснил, что именно означает слово «автоматически» и каким образом закон Украины получит «обратную силу», что собственно невозможно, как это предусмотрено в Конституции Украины. И вообще, после такого заявления, первое впечатление — этот утилизационный сбор «придумывался» лишь как еще один аргумент, почему ЕС нужно соглашение о ЗСТ с Украиной, а не как защита украинской экологии или национального автопроизводителя. Но, как знать. Может, первое впечатление ошибочно.