Ключевой вопрос в развитии промышленного сектора заключается в определении роли государства. Такое мнение выразили эксперты во время конференции «Новая промышленная политика Украины: плацдарм для мировых производств или реиндустриализация Донбасса?».
«К промышленности нужно относиться как к одному из инструментов экономической политики. Игнорирование этого сектора привело к тому, что в Украине рентабельность перерабатывающей промышленности, которая обеспечивает наибольшую добавленную стоимость, в 5—10 раз ниже, чем добывающей промышленности. Во многом это связано с тем, что мы вошли в глобальный мир, цены на сырьевые товары выросли, а наша технологическая база осталась низкой. Это не позволяет нам дальше двигаться», — отметил директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец.
Промышленная политика, по его мнению, должна подкрепляться налоговой и финансовой, чтобы не возникало ситуации, когда добывающие секторы более прибыльны.
В таких условиях власть должна вырабатывать экономические цепи перераспределения добавленной стоимости, которые формируются в добывающих отраслях, на конечное потребление. Вместо этого чиновники, по его словам, рассказывают о месте в рейтинге Doing Business и других вещах, которым их научили в бизнес-школах.
А вот по мнению руководителя департамента коммуникаций ООО «Еврокар» Елены Чепижко, Украина находится в том состоянии, что имеет все шансы стать плацдармом для ведущих мировых производств. «Дешевая рабочая сила — это не предмет гордости, но в нынешних экономических обстоятельствах это конкурентное преимущество. В этом смысле Украина может стать плацдармом для лоукост-производств мировых производителей, — прибавила она. — Однако у бизнеса нет четкого понимания, каким образом мы движемся дальше. Первая проблема в том, что вместо единой концепции развития мы слышим какофонию, кучу разрозненных программ. Вторая проблема — в отсутствии инвестиционных стимулов. Сейчас инвестора нужно «тянуть» в Украину, создавать для него более выгодные условия, чем в соседних странах. И третья проблема — постоянная турбулентность в регуляторной политике. 43 изменения в Налоговый кодекс за последние два года невозможно объяснить иностранному инвестору».