Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинцы осваивают новые тенденции ведения хозяйства на земле

Сельский голова: «Кластер — это для нас шанс спасти село»
14 августа, 2018 - 10:44
В ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР «ГОРБОГОРЫ», ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ФЕРМЕРОВ ПУСТОМЫТОВЩИНЫ, ВХОДИТ ФЕРМА «ЗАПАДНАЯ УЛИТКА», КОТОРАЯ УЖЕ ЭКСПОРТИРУЕТ В ЕС 25 ТОН УНИКАЛЬНЫХ МОЛЛЮСКОВ / ФОТО С САЙТА AGROPORTAL.UA

Слово «кластер, как и «кооператив», крепко вошло в употребление чиновников и политиков, которые хотят иметь имидж спасителей сельских территорий. «Хотите создать новые рабочие места, улучшить демографическую ситуацию, развить социальную инфраструктуру, создавайте кластеры и обслуживающие кооперативы», — призывают они на конференциях, форумах и других собраниях. Легко сказать, и трудно сделать.

ОБЪЕДИНЕНИЕ РАВНОПРАВНЫХ

Убедиться в том, что агрокластер — реальная штука, довольно непросто, ее нельзя потрогать, попробовать, измерять. «Это что-то типа коммуны, колхоза или утопического сообщества?» — звучат вопросы из зала на первых мероприятиях, которые проводят миссионеры кластерной идеи.

Кластер — неантагонистичное объединение нескольких больших, малых и средних предпринимателей на определенной территории на договорных принципах с сохранением юридической самостоятельности участников, такое толкование дает Институт аграрной экономики НААНУ. Цель такой структуры — реализация потенциала фермерских и личных крестьянских хозяйств путем улучшения качества их продукции, ее переработки и продвижения на рынок. Овощи, фрукты, ягоды, молоко, мясо, которые производят 4,5 млн мелких производителей на сельских территориях, с помощью механизмов кластера должны обойти многочисленных посредников и попасть к потребителю в виде свежего или переработанного продукта. Кластер должен продвинуть на общеукраинский и мировой рынок не только еду, но и культурно-туристические продукты: красоту украинской природы, памятные места, обычаи и традиции сел и местечек. Согласно теории, в кластер могут войти также другие заинтересованные субъекты, которых называют стейкхолдерами, это могут быть общественные организации, научные и государственные учреждения. Участники налаживают между собой тесные производственные, информационные, финансовые связи.

Всегда ли они равноправны? Это зависит от типа кластера и его структуры. Понятное дело, что в агропродуктовом кластере, который формирует замкнутую цепь производства и ядром которого является мощное перерабатывающее предприятие (иногда даже агрохолдинг), о равноправии и речи не может быть. Бал будет править базовое предприятие, которое будет диктовать закупочные цены, хотя сельская территория, безусловно, получит определенные выгоды: увеличение налоговых поступлений, создание рабочих мест, развитие социальной сферы. Такие структуры создаются, как правило, сверху по инициативе инвестора как сырьевое приложение к его производству. Однако настоящий, классический кластер, по мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры туризма и рекреаций Киевского торгово-экономического университета Юлии Забалдиной, должен постепенно формироваться снизу, сам по себе, естественным путем.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Она называет несколько условий формирования кластера. В первую очередь на определенной территории должен быть неформальный лидер — авторитетный, весомый человек, у которого еще и ко всему остались силы для общественной работы. Это самое сложное. Потому что подавляющее большинство сельского населения, как правило, пенсионного возраста. Чаще всего лидером выступает местный предприниматель, фермер, переработчик. Главное, чтобы он загорелся идеей развития кластера, сумел расшевелить громаду, вселить ей веру в успех дела. Второе условие — наличие зачатков кластера. Между субъектами определенной территории должны оживиться связи в такой мере, что их нельзя было бы не заметить. На этом этапе к процессу должны приобщиться миссионеры кластерной идеи, которые посеют ее на той или иной территории. Именно к таким и принадлежит лидер проекта «Развитие через туризм» Юлия Забалдина. Вместе с другими миссионерами она встречается на разных мероприятиях с сельскими головами, предпринимателями, активистами, которые ищут пути развития своих территорий. По их приглашению ученые приезжают в село, проводят бесплатные семинары, работают с громадой. Изучают ситуацию, настроения, оценивают экономический потенциал территории, выявляют потенциальных лидеров, знакомятся с людьми, налаживают связи с ними. «Не секрет, что украинцы — страшные индивидуалисты, скептики, которые не доверяют друг другу, а потому большая проблема подтолкнуть их к работе в команде, иногда они не видят возможности для такого сотрудничества из-за конфликта интересов, потому что являются конкурентами. Однако если видим, что где-то возможно кластерное развитие, предлагаем такую модель взаимопонимания, которая больше всего подходит для этой территории. Поэтому во многих случаях наши миссии заканчиваются успехом», — рассказывает Юлия Забалдина.

Ускорило бы кластеризацию сельских территорий участие государства? Никакого форсирования и ускорения, процесс должен быть естественным, предостерегает миссионер. Участие государственных структур в этих процессах должно быть очень деликатным. Они не должны заниматься администрированием, проверками, контролем, навязыванием кадров. Подавляющее большинство областных и районных администраций демонстрируют абсолютное непонимание задач и возможностей агрокластеров. «Сельский голова, который приглашает нас для работы, пытается сначала представить нас голове РГА. И вот от них я часто слышу, мол, а что мы здесь можем гостям показать? Или что это нам даст? Хотя в любом районе можно найти какую-то изюминку. И когда я рассказываю о природных, исторических, культурных особенностях той или иной территории операторам внутреннего туризма, они восторженно отвечают: «Вау! Да мы организуем экскурсии туда хоть завтра...» Правда, есть позитивный пример Львовской ОГА, который можно назвать быстрее исключением, чем правилом.

МИССИЯ ТРУДНАЯ, НО ВОЗМОЖНАЯ

Как вы поняли, Юлия Забалдина является миссионером особого типа кластеров — агротуристических. Это высший пилотаж таких производственно-территориальных структур, поскольку они основываются исключительно на инициативе снизу, а субъектов объединяет не только бизнесинтерес, но и местный патриотизм и духовное единство определенной территориальной громады. Такие формирования способствуют рождению настоящей, а не формальной территориальной громады. В прошлом году, когда было провозглашено начало реализации проекта Секторной поддержки Украины со стороны ЕС, Минагрополитики  привлекло участников проекта «Развитие через туризм» к развитию пяти пилотных кластеров, среди них «Фрумушика-нова», «Коблево» (Одесской области), «Медвино» в Иванкивском районе Киевской области, «Диканька» в Полтавской области и «Горбогоры» во Львовской области. Все они имеют общую идеологию и канву развития. «А знаете, что самое интересное в истории кластера «Горбогоры»? Старт, с которого они входили в проект, я имею в виду ресурсы, туристическую инфраструктуру, которые были намного ниже, чем на других территориях. Однако за год они достигли огромных успехов. А потому они и в самом деле могут стать пилотом для всей Украины», — считает Юлия Забалдина.

Кто кого нашел? Юлия Забалдина Антона Мильчевича или наоборот? Антон Мильчевич, сельский голова, фермер, ветеран АТО рассказывает, что давно планировал создать в селе обслуживающий кооператив, однако попал на семинар, на котором Юлия Забалдина знакомила участников с основами кластеризации. Семена упали на благодатную почву. «Львовщина — пограничная область, в которой проблема миграции местного населения за границу приобрела катастрофический характер. Я понял, что кластер — это для нас шанс спасти село. На войне я научился принимать решения быстро, и так же действовать...» — рассказывает Антон.

Прежде всего взвесил потенциал местности. Так, и что мы имеем? Прекрасная природа — раз; несколько точек туристического посещения, в том числе Ракивецкий источник — два; близость ко Львову — три; монастырь — четыре; наличие экологических продуктов производства местных фермеров — брынза и другие молокопродукты: рыба, мед, баранина, улитки, грибы, варенья, соления — пять; кулинарные способности местных жителей — шесть; их гостеприимство — семь. Мало? Переговорил с фермерами, сельским активом, поддержали сразу, ему верили. Что дальше? Ходить по домам и агитировать за кластер? Решил, что село лучше всего объединит подготовка и проведение первого фестиваля «Горбогоры». Выбрали для этого запущенное поле, которое заросло кустарниками и сорняками. Кто-то косил, кто-то сгребал, другой равнял площадь. Дали объявление, вывезли фермерскую продукцию, организовали мастер-классы по резьбе по дереву и прядению шерсти, обустроили зооуголок, тир, запустили воздушный шар, лошади катали детей, играли музыканты. Народу приехало — море. Заработали немного, но эффект был в другом: Львов узнал о Горбогорах, о его природе, истории, людях, экзотической еде. После этого туристы зачастили в село: на пикники и просто за продуктами. Одним словом, прогремели. Потом действовали по программе, составленной Юлией Забалдиной. Она разработала бизнес-план кластера, согласно которому на областном конкурсе проектов по развитию сельских территорий выиграли около 30 млн грн. Эти средства должны быть использованы для нескольких инфраструктурных объектов: туристически-информационного центра, агроусадьбы, кемпинга и школы мастеров, а также для строительства лыжной трассы, все эти новостройки будут оставаться в коммунальной собственности громады.

Создали третий институт — обслуживающий кооператив под названием «Горбогоры», который будет перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Все участники кластера хотят продавать свои продукты под местным брендом, поскольку хорошо понимают, что в современном мире продукция, которая продается под серьезным брендом, тем более под локальным, хорошо раскрученным, стоит дороже, лучше будет популяризироваться с помощью маркетинга. Он уже разработан, правда, еще нет брендбука, но есть логотип, слоган, уже создан фермерский магазин. К кластеру приобщился Львовский аграрный университет, преподаватели которого выполняют совещательные функции, управление туризма Львовской ОГА. Процесс развития кластера поддерживается Львовской областной государственной администрацией.

«25-26 августа Горбогоры проводят свой второй фестиваль, от души приглашаем в гости жителей Украины и зарубежных гостей, будет весело, интересно и вкусно», — обещает Антон.

Александр КАРПЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ