Регионалы придумали новую «реформу» — они хотят отменить усиленные ранее условия приема металлолома. 6 октября три «народных» депутата от правящей партии и один нардеп от Блока Литвина подали в парламент законопроект о внесении изменений в статью 165 Налогового кодекса, зарегистрированный под номером 9259. Документ предусматривает отмену налога с физических лиц, занимающихся сбором и другими операциями с металлоломом. При этом налог на операции с ломом драгоценных металлов должен остаться.
Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, они считают ныне существующий налог на операции с металлоломом в размере 15% завышенным — мол, это заставляет людей выводить в тень сдачу лома черных металлов. Нардепы мечтают о том, что отмена налога будет стимулировать население сдавать лом в официальные пункты приема, а не обращаться в сомнительные организации, использующие этот налог как обеспечение своей незаконной деятельности.
Однако аргументы авторов законопроекта выглядят неубедительно. Почему-то не верится в их глубокое беспокойство об интересах населения или борьбе с коррупцией. Скорее всего, внесение законопроекта имеет совершенно иную цель — ослабить контроль со стороны государства над прибыльным металлоломным бизнесом...
Речь идет о застарелом противостоянии металлургов и экспортеров металлолома, в котором попеременно побеждают то первые, то вторые. Владельцы металлургических комбинатов хотели бы, чтобы весь собранный в стране лом поступал на их предприятия, тогда как металлоломные спекулянты предпочитают вывозить его за границу и продавать по более высокой цене меткомбинатам стран Евросоюза. Украинский металлолом в Европе высоко ценится именно благодаря своей относительно низкой цене. Пока в «металлоломной войне» преимущество у металлургов, ведь сегодня пункты приема металлолома работают только от меткомбинатов.
А вот законопроект 9259 откровенно лоббирует права экспортеров металлолома, потому что с его принятием они смогут закупать лом в Украине на 15% дешевле и ровно на столько же большие прибыли будут иметь от продажи его за рубежом. Ведь металлоломный бизнес по прибыльности всегда находился где-то на одном уровне с торговлей оружием или с проституцией...
Факт разработки этого сомнительного законопроекта вызывает тревогу по двум причинам. Во-первых, он свидетельствует о том, что регионалы, которые до сих пор контролировали только большой бизнес, теперь готовы подгрести под себя еще и тот малый, который они до сих пор не задушили. Наверное, крупных комбинатов на всех желающих уже не хватает.
Во-вторых, принятие этого законопроекта отбросит Украину назад в 1990-е годы, к практике массовой сдачи на металлолом всего, что только можно украсть. Тогда самыми активными сдатчиками лома были наркоманы и бомжи, тащившие на приемные пункты канализационные люки и кабеля электросетей, провода линий электропередач и артиллерийские снаряды, детали оборудования трансформаторных подстанций, металлические кресты и ограждения с могил. По селам и дачным кооперативам воры вычищали все дворы, врывались в дома и отбирали у людей не только металлолом, но и целые металлические лесенки, миски и велосипеды. Пункты приема металлолома устраивали именно в селах и дачных массивах, чтобы недалеко было тащить краденый лом. И на этих пунктах никто и никогда не спрашивал происхождение украденных предметов, принимали тогда абсолютно все. На нашей даче под Киевом металлоломные воры однажды украли лесенку, все четыре металлических миски и даже старый латунный кран.
Помню, могила моего дяди, бывшего морского офицера, на кладбище в Днепропетровске была по его завещанию украшена настоящими якорными цепями. «Собиратели» выломили, отпилили и вывезли с могилы решительно все...
Во время работы в компании «Укрречфлот» мне довелось услышать истории о том, как металлоломные пираты «раздевали» суда на стоянках. Они подплывали ночью на скоростных моторках к судам, стоявшим в порту (самую громкую славу обрел тогда Херсон — доходило даже до того, что капитаны отказывались вести туда свои теплоходы), взбирались на борт и срезали, что только могли: латунные поручни и рынды, стальные лебедки и антенны, железные двери и дверцы, чугунные якоря... Судовую вахту при этом могли жестоко избить, выбросить за борт или и просто убить.
Кражи металла были частыми и на железной дороге. А сколько детей, пьяных и просто глупых бомжей погибло тогда от поражения током в трансформаторных подстанциях и на столбах электропередач в попытках «открутить что-нибудь из металла», не считал, наверное, никто...
Этот хаос продолжался до тех пор, пока Верховная Рада под давлением металлургического лобби не ввела экспортную пошлину на металлолом в размере 15% — его сбор после этого уже не был настолько выгодным.
Неужели теперь правящая партия хочет снова вернуть страну к домам и улицам без освещения, к металлоломному рэкету и сломанным в канализации конечностям и позвоночникам — ради суперприбылей торговцев металлоломом?