Рост курса доллара неизбежно сказался на стоимости одежды и обуви в украинских магазинах. По оценкам аналитиков рынка, за последние два месяца цены выросли у 80—90% ассортиментного ряда этой группы товаров. В то же время их ценники увеличились минимум на 10—15%, максимум — на 40%, а иногда и более. И все это происходит на фоне снижения покупательской способности большей части населения. В результате ритейлеры констатируют устойчивую тенденцию в этом сегменте бизнеса: снижение расходов на покупку одежды и обуви среди украинцев.
«Чаще всего покупатели стали экономить на количестве покупаемых товаров. Если раньше они могли купить сразу несколько вещей из одной товарной категории, например, платья, то теперь количество единиц одной товарной категории в заказе меньше. Кроме того, украинцы стали меньше покупать товары не первой необходимости, например, браслеты, косынки, обручи и прочие аксессуары», — рассказывает директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Павел ЛЕВЧУК.
Однако, несмотря на негативные тенденции, размер среднего чека у продавцов одежды и обуви этой осенью традиционно увеличился.
«Средний чек сейчас растет по трем причинам. Во-первых, продаются более дорогие сезонные вещи: куртки, пальто, ботинки, шубы, а не платья, косынки и шлепанцы, как весной и летом. Во-вторых, стоимость товаров выросла по сравнению с прошлым годом, прежде всего из-за роста курса доллара», — объясняет Павел Левчук.
Но все же именно из-за падения спроса многие иностранные сети, такие, как сеть по продаже спортивной одежды Decathlon, ритейлер по продаже натуральной косметики Body Shop и другие, пересмотрели свои планы по открытию магазинов в нашей стране. Ритейлеры, работающие в Украине, закрываются (обувная сеть Minelli) или уменьшают количество магазинов (сеть по продаже одежды Helen Marlen Group).
Иногда ритейлеры принимают половинчатые решения: количество магазинов не сокращается, но уменьшается арендуемая площадь. Группа компаний «Ультра» сократила площадь магазина Lagerfeld в торговом центре Sky Mall с 200 до 100 кв. м, а Guess — с 240 до 150 кв. м.
Многие бизнесмены с нетерпением ждали осени и надеялись на хотя бы частичное восстановление спроса. Однако если украинские товары окажутся дороже для потребителей, спрос сместится в сторону дешевых аналогов.
Ведь напомним, недавно компании GfK Украина представила исследования, итог которого гласил, что потребительские настроения украинцев продолжают снижаться.
Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывается специалистами на основании опроса граждан. Он нужен производителям товаров для прогнозирования поведения людей, чтобы эффективно планировать свое производство и сбыт. Индекс изменяется от 0 до 200, если он равен 200, это значит, что все опрошенные положительно оценивают экономическую ситуацию, если равна нулю — значит, все респонденты считают, что ситуация ухудшилась, если 100 — число оптимистов и пессимистов одинакова. При ИПН ниже 100 в обществе преобладают негативные настроения, люди экономят.
В августе по сравнению с июлем, еще больше людей признали, что их желания и возможности тратить деньги стали скромнее (ИПН упал с 65,1 пункта до 54,1). Основные причины — большинство за последние полгода стали меньше зарабатывать, они опасаются, что в ближайший год экономика страны будет ухудшаться, а гривна обесцениваться, и поэтому не надеются на увеличение доходов, скорее наоборот. В итоге отказываются от крупных покупок (в июне ИПН по ним был 68,9, в июле — 62,1, в августе — 53,8) и пытаются сэкономить, и на еде тоже.
«Основные причины для снижения ИПН в августе — обострение военных действий в Донбассе, разрушение инфраструктуры региона и девальвация гривны. Меньше изменились потребительские настроения граждан с низкими доходами и пенсионеров, больше всего — у молодежи и более состоятельных людей, а также в крупных городах», — разъясняют специалисты GfK Украина. Они отмечают, что в кризис 2009 года ИПН был еще хуже: около 50, но, как видим, разница с нынешним периодом не такая уж и большая...
Эксперты говорят: украинцы экономят прежде всего на ЖКХ, одежде и отдыхе. «Потребности не первоочередные, а сохраняют 10—20% бюджета», — отмечает директор экономпрограммы Центра Разумкова Василий Юрчишин.