Китай становится все более продвинутым игроком на автомобильном рынке. И главным его козырем служит низкая, ввиду дешевизны рабочей силы, цена. Китайские автомобили идентичного класса стоят минимум на 20—40% дешевле европейских аналогов. В свою очередь, китайский рынок труда привлекает иностранных инвесторов и автостроителей, которые уже не просто собирают в стране автомобили для местного населения, а начинают экспортировать продукцию из Китая в США, Германию и прочие развитые страны.
Сами китайцы тоже посматривают на зарубежные рынки. Китайская компания Chery Automotive сообщила, что, начиная с 2007 года, намерена продавать небольшие автомобили в США, а Brilliance China Automotive Holdings Ltd. уже начала с сентября этого года продавать седаны Zhonghua в Германии.
Подготовкой к будущему прорыву можно считать и активное развитие совместных проектов европейских и китайских автопроизводителей. Сегодня практически все основные производители мира работают с китайскими партнерами. Серьезно готовится к приходу «эры дракона» Европа. В рамках Франкфуртского автосалона прошла даже пресс-конференция, посвященная перспективам развития китайского автопрома: «Китай: шанс Германии или угроза ее позиции?».
Ждать ли и в Украине китайской автоэкспансии? С этим вопросом «День» обратился к Олегу ОМЕЛЬНИЦКОМУ, директору компании «Автоконсалтинг»:
— В настоящее время в Китае работают 33 местных автопроизводителя, которые размещаются в 21 провинции. В 2004 году общие производственные мощности китайского автопрома увеличились на 10,2% (в 2003 году они выросли примерно на 50%, в 2002 году — на 80%). Так что за последние четыре года китайский автопром сделал мощный рывок и оставил позади добрый десяток мировых автодержав. К 2025 году, по подсчетам специалистов, КНР может стать крупнейшей автомобильной державой мира.
Внешняя экспансия китайского автопрома уже стартовала. Но настоящего бума следует ожидать в ближайшие несколько лет. Стратегический регион для Китая в этом плане — страны СНГ, где не столь притязательны к качеству и стандартам токсичности. Путь китайской экспансии лежит через Россию. Уже в 2006 году на ее территории начнут действовать сборочные производства сразу трех китайских автокомпаний. В отличие от мировых автомобильных концернов, которые в отношении России семь раз отмерят, представители Поднебесной закрепляются в России с максимально возможной скоростью.
В Украине же китайская дистрибуция только в стадии формирования, зато «серый» рынок уже становится на ноги. Пока крупные «игроки» усиленно изучают китайский вопрос, небольшие компании пытаются поймать «удачу» и получить права дистрибуции китайских автомобилей. Кто быстрее — тот будет продавать лучшую марку.