Ситуация в газовой сфере Украины по напряженности и угрозам национальной безопасности мало чем отличается от положения на востоке страны, где ведется масштабная антитеррористическая операция. И не случайно Верховная Рада вчера согласилась включить в повестку дня правительственный законопроект о модернизации и реорганизации украинской газотранспортной системы. В нем, в частности, речь идет и о том, чтобы привлечь к этому процессу инвесторов из Европейского Союза и США.
Как заявил с парламентской трибуны премьер-министр Арсений Яценюк, «мы предлагаем, чтобы решение о привлечении инвесторов в оперирующую компанию было подтверждено Верховной Радой. Мы приведем компании, которых отберут на открытых тендерах». «Украинскому народу необходимо знать, кого мы привлечем в качестве инвестора по эксплуатации и модернизации украинской ГТС, — отметил премьер. — Это должны быть ключевые общеизвестные европейские и американские компании, которые должны получить согласие и гарантии в украинском парламенте».
Напомним, что действующее законодательство запрещает отчуждения собственности и активов украинской газотранспортной системы в любой форме. Но изложенное предложение главы правительства повлияло на настроения депутатов, и они не отказались обсудить этот вопрос. Тем не менее, дальнейшее его рассмотрение было отложено, так как в зале прозвучали опасения по поводу спешки в принятии этого документа. Ведь он только накануне был одобрен на заседании Кабмина.
«Что предлагает правительство? — обратился Яценюк к законодателям. — В соответствии с нашими обязательствами по Энергетической хартии и как члена европейского Энергосообщества, нам надо принять ряд решений, которые создадут новую модель функционирования энергорынка». Премьер объяснил, что проект предложенного правительством закона предполагает сохранение ГТС, включая собственно трубопроводы и хранилища, в собственности государства и создание компании-оператора, контрольный пакет акций которой также останется в собственности государства, а пакет 49% может быть продан европейским и американским газотранспортным компаниям, имеющим соответствующую сертификацию.
Премьер заверил, что реализация законопроекта позволит не только модернизировать ГТС и увеличить ее капитализацию, но и противодействовать строительству обходных газопроводов. «Это дает возможность остановить строительство Южного потока и направить все объемы через украинскую ГТС, так как в этом будут, в первую очередь, заинтересованы страны-члены ЕС, — убежден Яценюк. Законопроект снимает ограничения на передачу в аренду магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа предприятию/предприятиям на платной основе без права отчуждения для осуществления функций оператора ГТС и/или подземных хранилищ газа.
Однако эти функции могут быть закреплены лишь за предприятием, учредителем и владельцем которого может выступить исключительно Украинское государство, государственное предприятие (не менее 51% корпоративных прав) и юридическое лицо (юридические лица), которое принадлежит и контролируется резидентами стран Европейского Союза, США или европейского Энергетического сообщества, а также является сертифицированным оператором системы транспортировки газа или членом Европейской сети операторов системы транспортировки газа. Такие же условия должны быть применены относительного оператора ПХГ. Проект также предписывает Минэнергоуглю принять меры по прекращению выполнения «Нафтогазом» функций оператора ГТС и возложить их на «Укртрансгаз».
Как представляется, тут все продумано и реально. Но почему же народные депутаты проявили определенную осторожность, отложив рассмотрение? Какие риски, возможно, таятся в предложенном правительством законопроекте, спросил «День» у своих экспертов.
Иван НАДЕИН, председатель Комитета энергетической независимости Украины:
— Для того чтобы перенести точку покупки российского газа для Европы с западных на восточные границы Украины, необходимо иметь что-то типа того консорциума, который мы долгое время пытались создать при участии России. Сегодня ее участие невозможно. Но вариант с европейцами является очень мощным и будет в первую очередь гарантировать нашей стране, а также и Европе энергетическую безопасность. Это — единственный возможный в нынешних условиях вариант, и никаких рисков при его осуществлении я не вижу.
Иван ДИЯК, бывший народный депутат Украины:
— Мы имели бы большие риски при передаче нашей ГТС в управление иностранным компаниям в том случае, если бы в их числе были российские. Но сейчас речь об этом, к счастью, не идет. Тем более что у Украины остается блокирующий пакет акций. Боюсь только, что такому нашему намерению начнет ставить палки в колеса Россия. Пока она монополист, она будет использовать и экономические, и политические рычаги. Так что в этом законопроекте я для Украины не вижу рисков. Но важно, чтобы те 49%, которые мы отдаем европейцам, имели хорошее наполнение. Если туда хоть как-то залезет Россия, то она начнет качать не газ, а свои права.
Леонид УНИГОВСКИЙ, генеральный директор ООО «Нефтегазстройинформатика»:
— Какие-то риски всегда могут возникать. Но на каждую систему рисков есть система противовесов и компенсаций. Все будет зависеть от того, как будет построена схема. Определяющим элементом должна быть полная юридическая подчиненность создаваемых структур украинскому регулятору и, соответственно, повышение его, то есть Национальной комиссии по регулированию энергетики (НКРЕ) статуса и независимости. Это — очень важный момент. Идея нормальная. Тогда не нужны никакие обходные пути. И наши подземные хранилища остаются своего рода демпфером на пути подачи газа в Европу. Так что такой подход является выгодным и для России, как с точки зрения технологии, так и с точки зрения бизнеса. Если европейские операторы будут в этом участвовать, появляется больше возможностей для хранения европейского газа в наших хранилищах, и мы де-факто входим в объединенную газотранспортную сеть Европы.