Как отмечают эксперты, кризис в отношениях Украины и России дал импульс украинскому авиастроению избавиться зависимости от России. Киевское ГП «Антонов» уже прекратило сотрудничество с россиянами в сфере военно-транспортной авиации. По словам президента-генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы, по причине оккупации Крыма, он отказался в начале 2014 года подписывать с россиянами договор на создание военно-транспортного самолета Ан-148 на сумму 150 млн долларов. Не исключено, что это и стало первой причиной того, что его освободили от должности руководителя государственного концерна «Антонов». Впоследствии предприятие начало активные переговоры с партнерами из западных стран о налаживании сотрудничества в производстве транспортных и военно-транспортных самолетов. Именно после начала таких переговоров в информационное пространство начала вбрасываться информация о том, что Минпромполитики «освободило» Дмитрия Киву уже и с должности президента-генерального конструктора ГП «Антонов». Эти заявления мгновенно отразились на переговорном процессе с партнерами.
Однако на ДП «Антонов» не сидят сложа руки и продолжают переговоры о сотрудничестве с западными партнерами. Среди перспективных направлений сотрудничества — совместная разработка и производство транспортных и военно-транспортных самолетов вместе с канадскими компаниями. Так, в начале года правительственная делегация Канады посещала ГП «Антонов», где и были обсуждены перспективные направления возможной кооперации в сфере транспортного авиастроения. Не менее перспективным является сотрудничество ГП «Антонов», по словам эксперта Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, с компаниями из США в производстве модернизированных «Русланов» с западными двигателями. Ведь сегодня нет в мире альтернативы украинскому «Руслану», если идет речь о перевозке негабаритных тяжелых грузов.
Интересным является желание Турции наладить у себя производство военно-транспортного и реактивного пассажирского самолета регионального класса. ГП «Антонов» предлагает создание новых модификаций самолетов на базе Ан-158 для локализации сборки этих самолетов в Турции. В данном направлении важна поддержка украинских авиастроителей на правительственном уровне. Ведь самолеты продают президенты, как говорят самолетостроители. Какие шаги предпримет правительство и президент по отношению к авиастроителям на турецком направлении и покажет, действительно ли правительство и глава государства работают на интересы Украины.
Не забывают на ГП «Антонов» и об азиатском рынке. Так, недавно Индия объявила о проведении тендера на замену своих легких военно-транспортных самолетов AVRO, а в перспективе планирует заменить и Ан-32, которые проходят модернизацию. В целом Индия готова будет приобрести до 200 легких военно-транспортных самолетов. Сумма возможного контракта может достигать 5-6 млрд долларов. Такой контракт мог бы обеспечить работой отечественные предприятия авиастроения (не только ГП «Антонов») на период 5—10 лет. ГП «Антонов» планирует принимать участие в индийском тендере, но пока не разглашает подробностей предложения.
По инициативе Ирана рассматривается программа создания модернизации регионального самолета Ан-140 с двигателями западного производства.
Украина имеет все возможности избавиться зависимости от России в авиастроении и даже усилить свою роль в мире в области самолетостроения, убеждают эксперты. Конечно, все это будет возможным при условии, если Кремлю не удастся в традиционный для них способ вмешаться в управление отраслью.