До финансового кризиса украинская розница вслед за своими «коллегами» из ряда стран СНГ росла ударными темпами, развивала аппетиты и успешно удовлетворяла их. Правда, за счет заемных средств. Чтобы найти деньги на масштабный захват новых торговых площадей, ритейлеры выпускали ценные бумаги, брали кредиты и даже продавали доли в компаниях. В результате их долговая нагрузка достигла критических показателей. Причем случилось это, когда заемные средства стали очень дорогими, и сети лишились возможности рефинансировать уже накопившиеся долговые обязательства. И к концу 2008 года украинская торговля подошла со значительным минусом по статьям займов, до отказа забитыми складами и стремительно падающим спросом. А политическая нестабильность в стране, «бешеные скачки» доллара и политика правительства по вытеснению импорта способствовали усугублению кризисной ситуации в отрасли.
Еще два года назад средний показатель соотношения чистого долга к собственному капиталу у розничных сетей составлял 2, а сейчас — 5—10 в разных торговых сетях. Положение розницы усугубляется падением продаж. Так, по данным Украинской торговой Ассоциации, в среднем, падение спроса, а вслед за ним и продаж, по всем направлениям торговли сегодня оценивается в 15—20%. Так, в магазинах стройматериалов продажи упали на 10%, в сетях бытовой техники — на 25 — 30% в зависимости от месторасположения магазинов. «Держится» на данный момент, по сравнению с другими секторами розницы продуктовый ритейл — здесь падение продаж отмечается на уровне 10—13%, однако в Ассоциации это объясняют тем, что потребители «пока потребляют пищевые продукты и вынуждены будут делать это в будущем». Однако интерес покупателей уже сместился из дорогостоящего и среднего по цене сегмента в сегмент «эконом», что не замедлило отразиться на выручке сетей.
Спад потребительских возможностей населения и радикальное подорожание кредитных инструментов поддержки бизнеса повлекли усугубление дефицита оборотных средств в отрасли, а это, в свою очередь — проблемы расчета ритейла с поставщиками продукции. А производители и поставщики, страхуя собственные риски в разгар кризиса, закладывают потенциальные несвоевременные расчеты и долги в цену товара, что влечет удорожание потребительских товаров вопреки не единожды озвученным прогнозам по снижению инфляции до конца текущего года и в 2009.
Объявив предбедственное положение, представители отечественной розницы призывают правительство поддержать торговлю через доступное кредитование, умеренное налогообложение и взвешенную таможенную политику, настаивая, таким образом, на поддержке импорта.
Но это идет в разрез с намерениями правительства максимально ограничить импорт в пользу развития отечественного производства. «Сегодня популярным является мнение, что защита национального производителя возможна исключительно путем ограничения импорта. Однако это, в свою очередь, является ограничением конкуренции и приведет к росту цен и ухудшению качества товаров для потребителей», — не хочет смириться с позицией власти президент Украинской торговой Ассоциации Игорь Баленко. По его словам, мясокомбинаты сегодня вынуждены поднимать цены, поскольку на рынке катастрофически не хватает сырья. В результате, идет борьба за остатки украинского мяса между розницей и мясокомбинатами, что провоцирует рост цен. Ведь сегодня, напомним, существенно ограничен импорт мяса в Украину.
У власти свои обвинения: ритейл имеет сверхприбыли и финансирует экономики чужих стран. Поэтому через различные инструменты давления, в том числе, через ужесточенную таможенную политику, импорт надо ограничивать...