Украинский бизнес как бы в прострации: ориентиры и центры власти сместились. Но первый, кто будет искать покровительства у пока еще не устоявшейся и не окрепшей новой власти, может рассчитывать на успех. Ведь таким образом он дает положительный сигнал всему бизнес-сообществу. Мол, если я обращаюсь к власти, значит, она полностью легитимна и в состоянии решать проблемы, мешающие мне работать.
Похоже, среди первых это поняли в крупнейшей газодобывающей компании страны ПАО «Укргазвидобування». В среду первый заместитель главы ее правления Алексей Тамразов в обход несформированного еще правительства направил письмо (его копия имеется в распоряжении «Дня») исполняющему обязанности президента страны Александру Турчинову.
Обосновывающая часть этого послания, безусловно, не лишена смысла и логики. «Укргазвидобування» жалуется на нормы законодательства, требующие от компании продажи через спецаукционы по сниженным ценам (якобы для нужд населения) всего сжиженного газа, произведенного на принадлежащем компании Шебелинском газоперерабатывающем заводе. Называются цифры: объем произведенного сжиженного газа — около 200 тысяч тонн в год, реальные нужды населения — около 35 тысяч тонн в год. Разница — 165 тысяч тонн скупались предприятиями-посредниками, отмечается в письме, которых, по информации в СМИ, связывают с Сергеем Курченко. Эти ресурсы использовались для заправки автотранспорта. «Такая ситуация привела к недополучению около 1 млрд грн в 2013 году и до сих пор приносит убытки «Укргазвидобуванню» в сумме около 100 млн грн ежемесячно», — отмечают в компании. (Вместе с тем, не может не вызвать удивления стилистика отдельных мест этого послания, в частности, революционный оборот, адресованный и. о. президента: «предлагаем срочно» внести изменения в законодательство.)
И в самом деле, как ранее сообщалось, в 2013 году Шебелинский ГПЗ сократил переработку газового конденсата по сравнению с 2012 годом на 11,9% (на 79,1 тыс. тонн), снизил выпуск бензина на 21,5% (на 80,7 тыс. тонн), дизтоплива — на 15,9% (на 28,4 тыс. тонн) и мазута — на 5,1% (на 3,4 тыс. тонн). В январе 2014 года предприятие сократило переработку газового конденсата по сравнению с январем 2013 года на 9,1% (на 4,5 тыс. тонн).
Кроме того, «Укргазвидобування» просит продлить ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные. Технические условия», срок действия которого истек в октябре 2013 года. Компания, отмечается в письме, в связи с этим была вынуждена остановить реализацию бензинов моторных на внутреннем рынке и начать их поставки на экспорт. В результате, пишет Тамразов, «недополучено около 360 млн грн в 2013 году и около 40 млн грн ежемесячно в 2014 году».
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ДЯЧЕНКО, руководитель энергетических программ Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен»:
— Действительно, наши нефтеперерабатывающие предприятия, включая и Шебелинку, сейчас в проигрышной ситуации, потому что не модернизированы. Тогда как наши ближайшие соседи, белорусы и прибалты, уже имеют если и не мировой уровень глубины переработки и качества технологических процессов, то близкий к нему. И они не могут сегодня выполнять требования евростандартов. В свое время я предлагал и до сих пор придерживаюсь этого: с ними — переработчиками нефтяного сырья правительство должно подписать договор: вот вам время, год или два, и за это время они обязаны модернизировать производство. Именно так работают экологические стандарты ЕС, в частности, восьмидесятая директива. По истечению установленных в ней сроков, предприятия должны или же доказать, что выполнили ее требования, или же закрыться. Так что просьбу «Укргазвидобування» относительно пролонгирования действия ДСТУ можно было бы поддержать, но лишь в том случае, если с компанией будет заключен соответствующий договор. По моему мнению, им вполне целесообразно предоставить переходный период. Однако нельзя продолжать его до бесконечности.
Что касается продажи сжиженного газа на аукционах, то понятно, что монополизма отдельных структур здесь допускать нельзя. При Курченко это была прямая и не прикрытая коррупция. Аукционы просто использовались как ее прикрытие. В то же время наилучший подход к решению этой проблемы — приватизация и «Укргазвидобування», и «Черноморки» («Черноморнефтегаза». — Авт.). Только проведение ее должно быть прозрачным. Потому что при предыдущей власти вы знаете, кому бы достались эти предприятия. Я — за прозрачную приватизацию под стратегического инвестора, который сможет вкладывать деньги и в разведку, и в развитие добычи. Это решит многие проблемы. Но обязательные аукционы, в принципе, нужны и в дальнейшем с точки зрения той же борьбы с коррупцией. Другое дело, что у нас «успешно» приспособились обходить эту преграду. И тут надо думать о том, как проводить их иначе. Как? Пока я не готов ответить.
P. S. На сайте OilNews находим информацию иного рода. «Есть все основания полагать, что менеджмент «Укргазвидобування», аффилированный с Дмитрием Фирташем, был одним из ключевых выгодополучателей «газовой» схемы. В доказательство приводится записка, опубликованная журналистом Мустафой Найемом. В ней неизвестный автор обращается к генеральному прокурору Виктору Пшонке: «По согласованию с Вами, начиная с 2011 г. совместно с Курченко С. В. нами поддерживалась программа «Сжиженный газ». С октября 2012 г. по апрель 2013 г. включительно образовалась задолженность в размере 95 млн грн (подробный отчет в приложении). Курченко отказывается погасить задолженность, ссылаясь на Ваши указания. На данный момент программа остановлена».