На фондовых рынках Европы и Азии сегодня также продаются государственные доли телекоммуникационных компаний. Именно телекомы со временем могут стать влиятельными рычагами позитивной динамики национальных фондовых рынков. Доходность вложений в эту отрасль является одной из самых высоких и почти сравнялась с поступлениями от энергетики и энергоносителей. Вот почему телекоммуникации считаются сегодня одним из наиболее привлекательных объектов для глобального инвестирования.
Приватизация телекоммуникационных компаний, предполагающая глобальное инвестирование, открывает путь к существенному повышению эффективности их работы, расширению спектра и качества услуг за счет конкуренции, первым шагом к которой является разгосударствление компаний-монополистов. К примеру, в результате приватизации чешской 8РТ и венгерской МАТАУ компании сконцентрировали усилия на получении максимальной выгоды от новых технологий, что повысило их эффективность и, следовательно, прибыльность.
Сегодня в Украине плотность телефонных линий в 3 раза меньше, чем в Европе: на одного оператора приходится 100 линий, тогда как в европейских странах — 300—350.
Достижение европейских показателей за счет собственных средств «Укртелекома» возможно только через несколько десятков лет. За счет собственных источников «Укртелеком», ввиду низкой платежеспособности своих клиентов, может сформировать не более 15-20% от общей суммы необходимых инвестиций ($10 млрд.), необходимых для программы модернизации «Укртелекома», рассчитанной на несколько лет. Остальное сможет принести только стратегический зарубежный инвестор.
В свое время такие инвесторы были найдены. «Дойче телеком», нидерландская КРМ и американская «АТ&Т», которые вошли в СП «УТЕЛ», несмотря на постоянное стремление всячески ограничить их действия, сумели доказать эффективность своей деятельности: основная сумма инвестиционных обязательств перед правительством Украины была выполнена, предприятие начало получать высокую прибыль, был обеспечен едва ли не самый высокий рост производства в стране. К сожалению, теперь, когда после больших инвестиций удалось вывести международную и междугородную связь на качественно новый уровень, «Дойче телеком», «КРМ» и «АТ&Т» решают вопрос об уходе с украинского рынка.
Дело в том, что между «Укртелекомом» и Государственным комитетом связи, с одной стороны, и СП «УТЕЛ», с другой, возник конфликт интересов. Компания не имеет возможности получить свою вполне заслуженную прибыль: львиная ее доля за предоставление услуг связи поступает именно «Укртелекому», а неэффективная деятельность региональных отделений этой компании по сбору платежей не позволяет «УТЕЛ» получить хотя бы часть своей прибыли.
Нежелание «Укртелекома» и Госкомсвязи оперативно решать эти вопросы, и главное — постоянное давление с их стороны на владельцев контрольного пакета справедливо воспринимаются инвесторами как нежелание сотрудничать и заставляет поднимать вопрос о своем выходе из игры. Речь не только о продаже своей, самой большой инвестиции в Украине. Компании намерены вообще уйти с рынка Украины.
Кто от этого выигрывает? В первую очередь «Укртелеком» и Госкомсвязи, которые, не затратив ни копейки, избавляются от нежелательных конкурентов, управляющих практически самым прибыльным бизнесом в области телекоммуникаций — междугородной и международной связью. Но цена удовлетворения амбиций этих госструктур слишком высока — страна лишается серьезных инвесторов, которые потенциально способны принять участие в приватизации «Укртелекома» и формировании здорового инвестиционного климата в Украине. Не следует забывать, что их положительный пример в большой мере стимулирует приход на украинский рынок других зарубежных стратегических инвесторов. И наоборот — вытеснение зарубежных инвесторов такими методами снижает инвестиционную привлекательность Украины и дает преимущество другим странам, конкурирующим на этом рынке.
Не лишним, пожалуй, будет напомнить, что только вышеупомянутые инвесторы способны заплатить ожидаемую правительством и Фондом госимущества Украины цену пакета акций и удовлетворить инвестиционные потребности ведущего оператора городской связи в Украине. Для Украины приватизация телекома — это также и потенциальная возможность покрытия бюджетного дефицита, текущей задолженности государства перед гражданами. Но думается, это тупиковый путь. Инвестиции нужны в первую очередь для повышения технического уровня «Укртелекома» и развития услуг связи.
Так стоит ли действовать в ущерб национальным интересам. Покупку «УТЕЛа» можно рассматривать как ухищрения небольшой группы политиков и бизнесменов высокого полета, которые хотят вернуть отбившийся от рук прибыльный бизнес. Ведь при отсутствии конкурентов на поглотивший «УТЕЛ» «Укртелеком» цена на последний упадет до мультизаниженного, заранее согласованного уровня. При этом они намерены заставить государство платить за их амбиции. Ведь западная доля в «УТЕЛ» не может не компенсировать финансовые и материальные затраты, понесенные акционерами за время пребывания на украинском рынке. А это весьма солидные деньги! Их выплата больно ударит по карману каждого нашего гражданина.
Сейчас в Украине критический момент. Мы практически накануне дефолта. В этих условиях за стратегического, а не спекулятивного инвестора нужно не только держаться, но и бороться. А это означает не что иное, как сотрудничество с ним на принципах честного и открытого партнерства.