Минувшая неделя прошла не только под знаком обострения военной обстановки на Донбассе, но и на фоне усиления «мирного» конфликта между правительством и «обиженными» им миноритарными акционерами «Укрнафти». В минувшую пятницу народный депутат Сергей Лещенко в Куре (Швейцария) рассказал, что на заседании правительства Украины 21 января одобрено решение об отмене нормы о возможности снижения стартовой цены нефти на аукционах на 15% от мировой цены. На внесении соответствующих изменений в порядок организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти, газового конденсата и сжиженного газа, по словам Лещенко, настаивал министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.
• Сложности в проведении таких биржевых аукционов возникли еще в прошлом году в связи с трениями между Минэнергоугля и «Укрнафтою», менеджмент которой контролируют частные миноритарные акционеры, связанные с акционерами ПриватБанка (Днепропетровск). Стороны конфликта не могли найти консенсус в отношении биржи, на которой проводились бы соответствующие торги. Казалось, проблема будет решена после принятия в октябре прошлого года правительственного постановления о порядке организации и проведения биржевых аукционов по нефти, газовому конденсату и сжиженному газу. Этот документ отменял действовавшее ранее постановление, принятое в октябре 2011 года.
В новом постановлении сохранялась привязка стартовой цены украинской нефти и газоконденсата к таможенной стоимости нефти сорта Urals. Эта стоимость определялась по данным Государственной фискальной службы за 15 дней, предшествующих дате регистрации заявок на проведение аукциона. Вместе с тем в новом порядке был также сохранен понижающий коэффициент 0,85 при определении стартовой цены в случае отсутствия поставок в страну нефти Urals трубопроводным транспортом, поступления нефти Azeri или других сортов легкой нефти Каспийского региона. В таком случае на этот коэффициент умножалось среднее значение цены контрактов по продаже нефти сорта Brent (по данным Crude Oil Marketwire агентства Platts). После утверждения нового порядка было проведено два аукциона: в конце октября и середине декабря. На них «Укрнафта» заработала почти 6,6 миллиарда гривен.
• Внушительность этой суммы, по-видимому, и подогрела застарелый, но скрытый от глаз украинцев спор между одним или даже группой губернаторов, склонных несколько преувеличивать свои милитарные ресурсы, и главой государства. И первый недружественный ход в этом конфликте сделал Киев, уменьшив с 60% до 50% плюс одна акция квоту явки акционеров, достаточную для проведения общего собрания компаний. Казалось бы, эта норма распространяется на все акционерные общества. Да, но не секрет, что больше всего она затрагивает ситуацию в «Укрнафте», где аффилированные с группой «Приват» акционеры, располагающие 42% акций компании, уже не раз срывали собрания, чтобы не платить дивиденды государству.
Но почему в Киеве отказались учесть, что «Приват» на волне патриотизма, вызванной российской агрессией, в октябре прошлого года все же дал возможность провести собрание акционеров и проголосовал за распределение почти всей чистой прибыли компании за 2011—2013 годы? Общая сумма дивидендов составила почти 3,8 миллиарда гривен, так что государство, а вернее НАК «Нафтогаз України», может рассчитывать почти на 1,9 миллиарда. Мало? Больше было бы в том случае, если бы наши чиновники своевременно пресекали всем известные коррупционные схемы.
• А стране уже сегодня и сейчас действительно нужно больше. И за дело берется Государственная фискальная служба. В минувшую пятницу ее руководитель Игорь Билоус объявил, что задолженность ПАО «Укрнафта» перед государством по уплате рентных платежей за недропользование по состоянию на январь 2015 года превышает 1,6 миллиарда гривен, тогда как ранее общая задолженность предприятия составляла 2,4 миллиарда гривен. То есть 700 миллионов уже уплачено. Нужно ли выкачать из этой, конечно же, не бедной, а крупнейшей в стране нефтедобывающей компании все до дна? Не приведет ли это к неприятностям для воюющей украинской экономики?
Именно такую мысль решили заронить в головы наших чиновников миноритарные собственники «Укрнафти», которых нельзя не заподозрить в близости к «Привату». 20 января три кипрские компании — акционеры ПАО «Укрнафта» (Littop Enterprises Ltd, Dridgemont Ventures Ltd и Bordo Management Ltd) потребовали от Украины $5 миллиардов в качестве компенсации за действия правительства и НАК «Нафтогаз України». В своем письме они указывают, что Украина в 2006—2014 годах, невзирая на соответствующие решения судов, ограничивала «Укрнафту» в праве свободной продажи остатков газа на рынке. По мнению оффшорной тройки, из-за ограничений в продаже газа «Укрнафта» не располагает сейчас средствами для полного покрытия налоговых обязательств, а Государственная фискальная служба начисляет штрафные санкции, ставящие под угрозу дальнейшую эффективную работу компании.
• «Правительство совершает сознательные действия, с одной стороны блокируя возможность «Укрнафти» распоряжаться своими ресурсами, с другой — с помощью подконтрольной Кабмину Украины Государственной фискальной службы, применяя к «Укрнафта» дополнительные санкции», — констатируют авторы. Украине фактически поставили ультиматум: если в течение трех месяцев представители нашего правительства не свяжутся с тремя названными оффшорами, то, опираясь на нормы Договора о присоединении Украины к Энергетическому сообществу, они обратятся в международный арбитраж...
Верна ли версия, что на самом деле это Днепропетровский губернатор Игорь Коломойский, являющийся также признанным лидером и главным собственником группы «Приват», начинает судебную тяжбу против Украины ценой в $5 миллиардов? Думается, не будет преувеличением назвать этот поступок объявлением экономической войны или, иначе, открытием второго, экономического фронта против Украины. Даже Россия, пославшая в нашу страну своих вояк, еще колеблется, требовать ли от Украины досрочного погашения кредита на $3 миллиарда...