Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Университетские дороги

До 98% выпускников получают работу
8 апреля, 2004 - 00:00


Современные вузы делятся на частные и государственные, молодые и старые, бюджетные и платные. Киевский университет экономики и технологий транспорта объединил в себе практически все эти характеристики. Он молод, но в то же время богат традициями. Здесь учат тех, кто будет в дальнейшем отвечать за нашу безопасность во время путешествий по железной дороге. Об особенностях подготовки современных железнодорожников «Дню» рассказал ректор университета Александр КУТАХ.

— История нашего вуза уходит еще в дореволюционные времена. Первых железнодорожников в Украине выпустил КПИ в 1903 году. В 1908 году в Киеве был организован первый в стране эксплуатационный факультет. Это как раз те технологи, которые должны управлять грузовой, пассажирской, коммерческой работой железных дорог. Причастными к созданию этого учебного заведения были Кирпичев, Патон, Белелюбский и много других ученых, которые с 1908 по 1928 год занимались организацией данного вуза. Вначале это учебное заведение было организовано при КПИ, а в 1929 году был основан Институт железнодорожного транспорта в Киеве — третий на территории СССР. Он просуществовал до 1934 года. Потом его закрыли с «помощью» Лазаря Кагановича, но с 1953 года на его базе открыли консультационный пункт, потом филиал и вслед за этим возродили институт. С 2001 года мы стали университетом.

До 1990 года наш вуз занимался практически только заочной формой образования с тем, чтобы приблизить место работы к месту учебы. С 1992 года мы начали подготовку на стационаре. И вот за последние три года мы создали, на мой взгляд, достаточно элитное учебное заведение: у нас работает 50 докторов наук, 109 кандидатов наук, штатная укомплектованность достигает 80%, учебно-методические разработки по количеству на 100 студентов стационара составляют достаточно высокие показатели по Украине.

— Каких специалистов готовит ваш вуз?

— Киевский университет экономики и технологии транспорта на сегодняшний день готовит специалистов по девяти специальностям и двум специализациям. В основном эти специальности сориентированы на обслуживание и обеспечение железнодорожного транспорта. В то же время мы с каждым годом вводим все больше специальностей, которые будут касаться не только работы железнодорожного транспорта, но и работы транспорта как такового. Дело в том, что сегодня основную массу пассажиров и грузов перевозят по железной дороге. Поэтому именно на базе железнодорожного транспорта должна формироваться единая транспортная сеть, в рамках которой можно было бы с учетом новых технологий оптимизировать работу отрасли.

— Чем вы отличаетесь от вузов, работающих в этой сфере?

— Кроме нас, в Украине есть Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта и Украинская государственная академия железнодорожного транспорта. Если посмотреть на карту Украины, то эти вузы находятся в восточной ее части. Безусловно, они готовят специалистов для того региона. Мы же готовим выпускников для остальной территории.

— Насколько ваши выпускники конкурентоспособны на рынке и как происходит их распределение?

— Обученных за бюджетные деньги мы практически полностью трудоустраиваем. У нас по многим железнодорожным специальностям очень высокий уровень трудоустройства — 95—98%.

— Каково соотношение учащихся за бюджетные деньги и контрактников?

— Так сложилось, что постановлением Кабинета Министров Украины мы преобразованы в 2001 году. Поэтому у нас не очень большой госзаказ. На стационаре учится 500 человек и 1000 контрактников.

— До последнего времени технические специальности уступали в «престижности». Какой спрос на «технарей» сегодня?

— Именно в последнее время на технические специальности конкурс вырос в несколько раз. Сегодня мы даже на заочном отделении имеем приличный конкурс — 1,5—2 человека на место.

— Кто к вам приходит учиться?

— Железнодорожные профессии очень сложны. Это связано с тем, что специалисту-железнодорожнику по жизни приходится часто перемещаться из одного места в другое. Поэтому в большинстве наш контингент — это студенты с «линий». Поэтому мы набираем детей из крупных железнодорожных узлов, отдаленных станций, Киева.

— С какими проблемами сегодня сталкивается университет?

— В сфере образования сегодня происходят глубокие преобразования, связанные с повышением информатизационной части учебного процесса — с внедрением компьютерной техники, интернет-технологий. Кроме этого, внедряются кредитно-модульные, рейтинговые системы обучения. И в связи с участием Украины в европейском образовательном Болонском процессе нам опять необходимо переработать все учебные планы и программы. Сейчас у нас действует система «бакалавр»—«специалист». Она явно не до конца проработана, потому что после бакалаврата получить за год хорошего специалиста практически невозможно. Наши профессии в своем большинстве связаны с безопасностью движения и ее обеспечением. Поэтому в железнодорожном транспорте бакалавры не могут найти должного места. Бакалавр сегодня выходит из вузов практически недоученным. Младший специалист после техникума четко знает технологию и работает в этих рамках. Бакалавру недостаточно полученных вузовских знаний и его нельзя допускать к объекту, который представляет собой повышенную опасность. Поэтому сегодня в стране и происходит изменение подходов подготовки бакалавров и специалистов.

— Железнодорожный транспорт постоянно развивается. Как за этим ростом поспевает система обучения?

— Дело в том, что сегодняшним велением времени является подготовка специалистов, которые сразу бы могли адаптироваться к работе на производстве. Там уже нет ручного заполнения документов, существуют новые информатизационные технологии, новые методы ремонта и содержания подвижного состава. Этот вопрос мы решаем следующим образом. Вместо того, чтобы накапливать и хранить у себя старое оборудование для обучения (которое в общем-то должно закреплять знания за студентами), мы сегодня приняли схему, которая достаточно широко применяется на Западе. Мы берем студентов, везем их на филиал кафедры, ведем на производство, а там уже есть соответствующая методика их обучения и ознакомления с новыми технологиями. После этого уже в вузе на компьютере моделируются возможные проблемы, которые студенты детально изучают.

— Соответствует ли количество выпускников требуемому на предприятиях?

— Например, на Юго-западной железной дороге работает достаточно большое количество специалистов-практиков, а также специалистов пенсионного возраста. Мы учитываем эту тенденцию и бюджетными выпускниками пытаемся «закрыть» этот вопрос. Что касается контрактников, то сегодня возле железных дорог образовалось большое количество различных организаций, которые взаимодействуют с железнодорожниками. Чем дальше будет продвигаться реструктуризация железных дорог, тем больше будет производств, сотрудничающих с железнодорожниками. Например, будут выделяться пассажирские, отдельные грузовые, экспедиторские и операторские компании. Кроме того, наши студенты идут работать не только на железную дорогу, но и на предприятия железных дорог (депо, ремонтные заводы, метрополитен и т.д.).

— Ведется ли научная работа в вашем вузе?

— С 2001 года у нас открыта аспирантура. Открыты специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Если говорить о транспортной экономике, то у нас существует единственный среди вузов нашего профиля Совет по защите докторских диссертаций, а такой орган не так просто организовать. В 2003 году мы издали учебных пособий и методических указаний порядка 37 тыс. экз. Если учесть, что у нас полторы тысячи студентов стационара, то это неплохая цифра.

Владимир ДЕНИСЕНКО, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ