Как сообщила, выступая в Киеве на Международной конференции «Платежный форум», заместитель начальника отдела анализа и рассмотрения схем и систем расчетов Департамента платежных систем Национального банка Украины Татьяна Коваленко, к началу апреля этого года НБУ согласовал правила систем электронных денег Макси (эмитент ВиЭйБи Банк), MoneXy (эмитент Фидобанк), ГлобалМани (эмитент «Ощадбанк»). По ее словам, сейчас согласованы правила операций с электронными деньгами ряда банков-членов международной платежной системы Visa International (Кредитпромбанк, «Південний»). Кроме того, выпуск электронных денег в первом квартале также осуществляли 11 банков — членов Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП), платежной организацией которой является НБУ. В целом, отметила Коваленко, общее количество электронных денег в обращении в Украине в первом квартале 2013 года выросло на 42,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 7,4 миллиона гривен.
Напомним, в Украине е-деньгами считаются единицы стоимости, хранящиеся на электронном устройстве, которые принимаются в качестве средства платежа и являются денежным обязательством эмитента. Их выпуск в гривне могут осуществлять только банки с тем, чтобы сумма выпускаемых е-денег не превышала сумму полученных банком наличных и безналичных средств. При этом эмитент обязан контролировать сумму е-денег на электронном устройстве пользователя, чтобы она не превышала две тысячи гривен на не пополняемом устройстве и восемь тысяч гривен — на пополняемом. Как считают в Нацбанке, безналичными расчетами в Украине сейчас охвачено лишь 11% рынка.
Несмотря на это, НБУ намерен ограничить месячную сумму операций с e-деньгами на уровне 25 тысяч гривен. Об этом говорится в проекте поправок к положению НБУ о e-деньгах в Украине. Соответствующий текст можно найти на веб-сайте Центробанка. Правда, из этого правила есть исключения. 25-тысячный рубеж может быть превышен, когда сумма в восемь или более тысяч гривен погашается в течение того же месяца по требованию пользователя. Согласно проекту, пользователи не будут иметь права переводить e-деньги другим пользователям с использованием предоплаченных карт. Проект предусматривает, что эмитент и/или агент по расчетам вправе принимать от физических лиц е-деньги, содержащиеся в чипе, встроенном в предоплаченную карту или в карту, являющуюся средством доступа к e-деньгам в памяти компьютера, в обмен на наличные средства через банкомат, но не более 500 гривен в день, и четырех тысяч гривен за месяц. В НБУ считают, что эти ограничения позволят усилить контроль за операциями с e-деньгами.
Между тем ранее НБУ, воспользовавшись принятым в сентябре прошлого года разрешением Верховной Рады, анонсировал введение уже в мае этого года ограничения наличных расчетов до 150 тысяч гривен и убеждал, что это будет стимулировать рост ВВП. Соответствующий проект постановления «Об установлении предельной суммы наличного расчета» НБУ опубликовал в начале марта, но оно до сих пор не принято. Заместитель главы Нацбанка Вера Рычаковская отмечала в интервью одному из интернет-изданий, что внедрение ограничения на наличные расчеты является одним из приемов для привлечения средств населения в финансовую систему страны. «Рост безналичных расчетов увеличит поступления финансовых ресурсов субъектов национальной экономики в банковскую систему и повысит ликвидность банков, — уверена банкир. — В частности, деньги, находящиеся за пределами банковской системы, частично переместятся на счета банков, что позволит предоставлять кредиты с меньшей процентной ставкой, и послужит ресурсом для кредитования экономики. Как следствие, это будет стимулировать рост ВВП». Рычаковская считает, что такая инициатива позволит сократить объем валютных операций, содействуя тем самым уменьшению долларизации экономики, и будет способствовать сокращению объемов теневой экономики, приведя в свою очередь к росту поступлений в бюджет.
Получается, что НБУ сознательно пытается затормозить как наличное, так и электронное денежное обращение. Будут ли эти меры помогать или же, наоборот, мешать бизнесу? И если верно второе, то можно ли надеяться, что указанные ограничения будут способствовать росту ВВП?