Украина войдет в новый год с бюджетом или без него? Как ни странно, этот вопрос сегодня едва ли не в одинаковой мере беспокоит как власть, которая, безусловно, всегда и во всем виновата, так и оппозицию, которую также можно обвинить в торможении бюджетного процесса. Не станем искать виновных — это контрпродуктивно. Куда важнее отметить, что возобновление бюджетного процесса в парламенте в нынешней ситуации — это бледный, но все же свет в конце туннеля.
В понедельник Президент Украины Виктор Янукович даже сделал небольшую выволочку за проволочки с важнейшим государственным документом собственным соратникам. (Напомним: еще до того, как заместитель министра финансов Анатолий Мярковский представил в парламенте проект госбюджета-2014, Рада поддержала предложение главы бюджетного комитета Евгения Геллера (ПР), согласно которому бюджет планируется принять только 16 января.) Януковича такие темпы не устраивают. «Такого у нас еще не было, — сказал Президент, — когда уже готовый бюджет, и сегодня государство ожидает финансирования, а мы не имеем этого документа». Президент настаивает на том, чтобы продолжить парламентскую сессию и на этой неделе «не отдыхать, а работать». «Так мы всегда делали, кстати, — добавил он. — В последнюю неделю перед Новым годом мы принимали бюджет». И не столь важно, что тут рядом стоят «такого еще не было» и «так мы всегда делали». Вопрос в том, насколько сегодня действенны слова главы государства и слышат ли их хотя бы в правящей партии...
Между тем для оппозиции бюджетная пауза — это очередной шанс. В тот же день, когда Янукович проводил совещание по бюджетным вопросам с премьер-министром Николаем Азаровым и спикером парламента Владимиром Рыбаком, обращая их внимание также на важность выполнения социальных обязательств государства в бюджете-2013, представители оппозиции вышли к журналистам с критикой социальных и многих других статей законопроекта о новом бюджете. Интересно, что накануне его текст почему-то исчез с официального парламентского сайта, а затем, скорее всего, с какими-то поправками опять появился, что дало еще один повод для обвинений в адрес правительства.
Заместитель главы комитета ВР по вопросам социальной политики и труда Павел Розенко («УДАР») цитирует выступление Азарова, который, рассказывая на заседании правительства о параметрах бюджета, обещал в 2014 году рост основных социальных стандартов в три этапа, начиная с 1 января. Но, по словам народного депутата, слова премьера «абсолютно не отвечают действительности — это откровенная и циничная ложь». Как объясняет Розенко, с 1 января, согласно законопроекту о бюджете, нет никаких повышений социальных стандартов. «С 1 января 2014 года фиксируются все социальные стандарты... на уровне 2013 года», — уличает премьера заместитель главы комитета.
Его слова можно было бы просто взять на веру. Но, видимо, не то сейчас время — лучше проверить. И что же получается? На самом деле минимальная заработная плата в декабре этого года в соответствии с действующим бюджетом составляла 1147 гривен. С 1 января 2014 года она должна повыситься до 1218 гривен. Рост, конечно, не такой большой, но все-таки он предусмотрен. Причем именно с 1 января. Не останется на уровне 2013 года и прожиточный уровень для различных категорий населения, а от его динамики зависят и зарплаты, и пенсии, и различные виды государственной помощи. Если сейчас он составляет для основных категорий населения, то есть для работающих, 1108 гривен, то уже с 1 января поднимется до 1176 грн, а с 1 октября — до 1256 грн. Можно было бы и дальше аналогичными цифрами...
Но вернемся к Розенко. Бывший заместитель министра социальной политики в правительстве Тимошенко утверждает, что на протяжении первого полугодия 2014 года никаких повышений социальных стандартов не произойдет, а в бюджете предусмотрено только два этапа повышения соцстандартов с 1 июля и 1 октября, а не так, как рассказывает Азаров и министр социальной политики Наталья Королевская. При этом он справедливо отмечает, что правительство Азарова до сих пор использует устаревший, по его мнению и по мнению Президента Януковича, стандарт как уровень обеспечения прожиточного уровня.
Но, думается, в этом у правительства есть резон, который не должна бы отбрасывать оппозиция. Если вы видите, что зарплаты и пенсии не соответствуют прожиточному уровню, то это дает лишний повод критиковать правительство и добиваться повышения эффективности экономики и снижения уровня коррупции с тем, чтобы довести соответствующее отношение до 100%. Кстати, уже в 2014 году правительство планирует добиться такого уровня для детей. Добьется ли? Но это уже другой вопрос... вопрос выполнения бюджета.
В чем прав Розенко, так это в том, что начинать год без бюджета — позор, и в первую очередь для правительства. Аналогичного мнения придерживается и народный депутат («Батьківщина»), экс-глава Госказначейства Татьяна Слюз. Как опытный налоговик и участник бюджетного процесса она нашла в новой госсмете немало погрешностей и ошибок, и хотелось бы верить, что хотя бы некоторые из них будут исправлены. В частности, Слюз отмечает, что не обнаружила в бюджете-2014 никаких следов нашумевшего российского кредита. Она уверена, что его пустят на покрытие дефицита бюджета и на поддержку НАК «Нафтогаз Украины». То, что не успели отразить эти немалые деньги в бюджетных доходах, конечно, плохо и неправильно. Не успели? Это не оправдание.
На этом вопросе настаивает и руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Он уверен: «Если действительно Россия дает деньги взаймы на 2-3 года, это означает, что уже с 2015 года, в 2016-м и 2017-м, деньги надо будет возвращать. Значит, это нужно учитывать уже в бюджете на 2014 год и говорить о целенаправленной программе возврата долга». Эксперт довольно скептически относится к эффективности российского кредита: «Этими деньгами мы закрываем какие-то дырки. Но деньги краткосрочные, а значит, в 2014 году вряд ли будут какие-то существенные изменения. Все-таки год предвыборный, а значит, уже сейчас бюджет несет в себе признаки предвыборного года».
А был ли в истории человечества такой бюджет, который устраивал бы всех, кто мог с ним ознакомиться и имел для этого соответствующие знания? Вопрос риторический. Бюджет — это всегда компромисс...