Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Условия были привлекательными

Но адвокаты Кабмина об этом и не догадывались
15 августа, 2005 - 19:14

Министр юстиции Роман Зварич не устает удивлять журналистов неожиданными умозаключениями. В конце июля, комментируя на «5-м канале» планы правительства по возвращению в государственную собственность незаконно приватизированных предприятий, он заявил, что «процедурные нормы законодательства гораздо важнее материальных». Эта глубокая мысль была высказана министром юстиции в ответ на вопрос ведущего, почему приватизация «Криворожстали» оспаривается в суде не официальными инстанциями и не из-за низкой цены или коррупционного сговора (о которых так много говорилось накануне выборов), а какими-то частными лицами из-за нарушения их прав, причем весьма сомнительных. Зварич сообщил, что для правительства важен результат, а достичь его можно, даже не рассматривая дела по сути — достаточно просто доказать, что в ходе его была нарушена какая-то процедурная норма.

Это достижение юридической мысли оставило журналистов в некотором замешательстве (они представили себе возможности его широкого применения на практике), однако глава правового ведомства, видимо, решил не останавливаться на достигнутом. Если можно отказаться от рассмотрения дела по существу, почему нельзя пренебречь и процедурой? В результате важным этапом развития украинской юстиции стало дело Никопольского ферросплавного и вынесение вердиктов без разъяснения оснований. Так, спустя всего несколько дней (25 июля) поступил Киевский апелляционный хозяйственный суд. Он удовлетворил апелляционные жалобы Кабмина и Генпрокуратуры и признал приобретение контрольного пакета акций ОАО НЗФ консорциумом «Приднепровье» незаконным. При этом, вопреки возражениям представителей «Приднепровья», суд ограничился оглашением резолютивной части своего решения, так и не дав пояснения о причинах его принятия. Причины эти, кстати, представителям «Приднепровья» до сих пор не оглашены.

Правда, можно спросить, при чем тут Зварич? «Он действительно старается отдать все силы, чтобы концепты, которые нарабатывает правительство, становились реальностью. И могу сказать, что за Никопольский ферросплавный завод он, как руководитель министерства юстиции, боролся искренне», — заявила Юлия Тимошенко в «Часе Пик» на том же «5-м канале» в предыдущее воскресенье. Именно Зварич будил среди ночи премьера с сообщением, что материалы дела из суда «украдены» (о чем та во всеуслышание объявляла следующим утром, а позже выяснялось, что это просто дезинформация, и именно Зварич предоставил Кабмину адвокатов, подававших апелляцию).

Эти адвокаты — Руслан Кирилюк и Павел Ельник — заявили 11 августа на пресс-конференции в информационном агентстве УНИАН, что дополнительные условия приватизационного конкурса на НЗФ были составлены таким образом, чтобы фактически исключить возможность участия в нем иностранных инвесторов. Поскольку это заявление было сделано официальным представителем истца (Кабмина), оно неизбежно восполнило «информационный пробел», оставленный апелляционным хозсудом и позволило, наконец-то, догадаться, на каких основаниях тот вынес свое решение — видимо, нарушением закона, допущенным при проведении приватизационного конкурса на НЗФ, было сочтено выдвижение Фондом госимущества дополнительных требований к соискателям.

Правда, адвокат «Приднепровья» Сергей Власенко сразу же отверг эти предположения: «С юридической точки зрения наличие дополнительных условий конкурса основанием для отмены его результатов являться не может. В соответствии с действующим законодательством Украины, ФГИ имеет безусловное право устанавливать какие угодно дополнительные условия. Можно спорить о том, хорошо это или плохо, но это — закон, и сформулирован он именно так».

Главная же претензия к этим дополнительным условиям — содействие недопущению конкурентов — оказалась опровергнута документально. «Известно, что Фонд госимущества неоднократно обращался к ведущим иностранным производителям ферросплавов с просьбой принять участие в этом конкурсе. Ни одна из этих компаний не проявила к нему интереса, хотя они и уведомили Фонд о том, что изучили предложенные материалы», — заявил Власенко. В распоряжении адвоката оказались письма, отправленные в прошлом году ФГИ возможным покупателям, в них Фонд приглашает их принять участие в приватизационном конкурсе. Более того, чтобы развеять возможные опасения покупателей о соответствии квалификационным требованиям, выдвинутым в дополнительных условиях, Фонд в своих письмах указал, что «в соответствии с выводами экспертов Министерства промышленной политики и Фонда государственного имущества», компания имярек «соответствует всем требованиям конкурса». Т.е. получившие такое письмо иностранцы знали, что могут участвовать в конкурсе и ни каких преград перед ними не стоит.

В соответствии с выводами ФГИ и Минпромполитики требованиям конкурса удовлетворяли следующие предприятия — ОАО «Кузнецкие ферросплавы» (Россия), Акунский ферросплавный завод (Казахстан), Ernament Grop (Франция), Tinfos Jernverk и Elkem AS (Норвегия) и CVRD Billiton (Бразилия), Samancoi Ltd (ЮАР).

Естественно, что представителям Кабмина был тут же задан вопрос — как следует понимать эти официальные приглашения в контексте их заявлений? На это адвокаты вынуждены были ответить, что им об этом ничего не было известно. Похоже, что информировать своих адвокатов об обстоятельствах дела правительство попросту не считает нужным. Возможно, потому, что, по их собственному признанию, они работают бесплатно. Так что премьеру стоило бы похвалить министра юстиции еще и за бережливость.

Тарас ВЫШИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ