Действия «Донбасской топливно- энергетической компании», развернутые после того, как Верховный Cуд Украины вернул ОАО «Днепрэнерго» в государственную собственность, и направленные на удержание этого предприятия в донецких руках, трудно назвать креативными. Для достижения этой цели используются типичные и многократно апробированные методы из арсенала рейдеров. Суть их сводится к следующему: во что бы то ни стало, как говорится, не мытьем, так катаньем, внести в реестр акционеров изменения, вытекающие из увеличения уставного фонда и передачи права собственности на акции «Днепрэнерго» компаниям «Павлоградуголь» и «Шахта «Комсомолец Донбасса». Хотя именно такие действия и признаны судом незаконными.
Да и сам путь, избранный ДТЕК для этого, также трудно назвать законным. «В разработку» рейдеров попал регистратор «Днепрэнерго» и многих других крупных энергетических компаний — ОАО «Финансовая компания «Укрнефтегаз» — ровесник рыночных реформ в стране и хорошо известный своим ответственным подходом к выполнению договоров с клиентами. Давить на него в одиночку — было бы непосильной задачей. Поэтому к ее исполнению подключили ведущий специализированный государственный орган, а именно Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Можно ли заподозрить ее в умысле, направленном на то, чтобы лишить государство контроля над одним из крупнейших энергогенерирующих предприятий страны?
ГКЦБФР также не блистала креативным подходом. Как всегда в подобных случаях, на ФК «Укрнефтегаз» начались нескончаемые проверки. Причем их стержнем каждый раз был один и тот же вопрос — соблюдение лицензионных условий при внесении изменений в систему реестра ОАО «Днепрэнерго», связанных с увеличением его уставного капитала. Только с ноября 2007 г. по февраль 2008 г. «Укрнефтегаз» атаковывали на бумажном фронте четырежды. Увы, безрезультатно — нарушений не обнаружили.
Тогда регистратора решили попросту уничтожить, то есть лишить лицензии на право работы на рынке ценных бумаг и, естественно, также возможности вести реестры собственников акций. Понятно, что для регулятора этого рынка такое решение не представляло трудности. 3 марта оно состоялось, немало удивив весь фондовый рынок и особенно — многочисленных эмитентов и собственников акций, пользовавшихся услугами названного регистратора.
Все понимали, что аннулирование лицензии «Укрнефтегаза» — это лишь попытка заставить законного регистратора передать систему реестра ОАО «Днепрэнерго» другой, близкой к ДТЭК компании — Акционерному коммерческому промышленно-инвестиционному банку.
Одновременно разрабатывался еще более рискованный вариант — признать реестр ОАО «Днепрэнерго» утраченным и разрешить названному новоназначенному регистратору восстановить якобы утраченный реестр.
Но на пути этого авантюрного варианта встала Фемида. Решением окружного административного суда г. Киева от 9 апреля постановление ГКЦБФР от 3 марта об аннулировании лицензии на право деятельности на рынке ценных бумаг по ведению реестра собственников именных ценных бумаг было признано неправомерным и отменено.
Но поняло ли руководство комиссии, чем для него может обернуться такой подход к «делицензированию»? Похоже, суды не поколебали комитетчиков — ситуация ими была оценена неправильно. У Госкомиссии даже не хватило смелости признать неправомерность своего решения. Больше того, ее руководство словно бы закусило удила и решило идти до конца в своих попытках способствовать, по сути, рейдерскому захвату госсобственности.
Теперь ставка делается на запасной вариант — признать систему реестра утраченной. Осуществить такую угрозу — дело рейдерской техники. В ГКЦБФР поступила жалоба некоего акционера «Днепрэнерго» Д.С.Диденко. И Госкомиссия сразу же после этого, в оперативном режиме, инициировала проведение еще одной, причем быстрой проверки эмитента, который никакого отношения к ведению реестра не имеет. В ходе этой акции, проведенной без привлечения законного регистратора, устанавливается факт утраты системы реестра.
И в дальнейшем это решение Госкомиссии может использоваться правлением и наблюдательным советом «Днепрэнерго» для назначения временного регистратора, который восстановит якобы утраченный реестр. При этом в систему реестра могут быть внесены нужные акционеры и все необходимые правлению изменения, в том числе связанные с увеличением уставного капитала. Юридический департамент сделает необходимые заключения о признании системы реестра утраченной, а реализацию всей этой схемы однозначно возложат на сговорчивых руководителей департамента по вопросам контрольно-правовой работы ГКЦБФР и их подчиненных. Причем законный регистратор — ОАО «Финансовая компания «Укрнефтегаз», — фактически ведущий систему реестра, может даже не знать, что руками Госкомиссии налажено двойное ведение одной и той же системы реестра.
Но неужели у исполнителей не мелькнет при этом мысли о неизбежном наказании за должностное преступление? Неужели они так ничего и не боятся? Мы не стали тут называть конкретных лиц, которым, скорее всего, придется участвовать в этой авантюре, а на самом деле в антизаконных и антигосударственных действиях, фактически являющихся уголовными преступлениями, направленными на подрыв экономики нашей страны и лишение Украины государственной собственности. Думается, они все же понимают всю меру своей ответственности и осознают, какими статьями Уголовного кодекса это для них чревато.