Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В 2013-м планируют запустить модернизацию Ан-124

24 декабря исполнилось 30 лет со дня первого полета легендарного «Руслана»
27 декабря, 2012 - 12:48

Крупнейший серийный транспортный самолёт в мире по грузоподъёмности (изначально 120т) производился в Киевском авиационном производственном объединении и Ульяновском авиационном промышленном комплексе. Всего в постройке этих самолетов участвовали около 300 предприятий. Серийное производство окончательно остановилось в 2004 году, всего было построено 56 машин.

«Создание самолета «Руслан» началось при Советском Союзе. После его распада работы, связанные с сопровождением и модернизацией этих самолетов выполняются на ГП «Антонов». Они являются одним из важных направлений и ярких страниц современной истории и трудовой деятельности предприятия. Выполнение этих задач на высоком уровне является визитной карточкой не только ГП «Антонов», но и Украины в целом», говорит эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец.

На рынке перевозок крупногабаритных и нестандартных грузов, в том числе моногрузов массой до 120 т, Ан-124 конкурентов пока не имеет. На самолете транспортировались 90-тонные гидротурбины, крупногабаритные автокраны «Либхер», американские карьерные самосвалы «Юклид», фюзеляж пассажирского самолета Ту-204, 109-тонный локомотив и другие уникальные грузы.

В то же время, ресурс «Русланов» постепенно исчерпывается: жизненный цикл сегодняшнего парка составляет 40—50 лет, и при постоянной модернизации имеющихся самолетов они отработают свое к 2030 г. Разговоры о возобновлении строительства Ан-124 ведутся вплоть до правительственного уровня уже много лет. Но почему-то каждый раз запуск откладывается.

Российские чиновники постоянно ссылаются на то, что для серийного производства нет достаточного количества заказов, которое гарантировало бы рентабельность. Так, в 2008 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению производства Ан-124, и по их подсчетам для запуска потребуется получить подтвержденные заказы не менее чем на 40 машин. В 2011 г. вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что окупить затраты на производство позволит получение заказа как минимум на 60 самолетов. О намерении до 2020 г. произвести такое количество новых «Русланов» на ульяновском заводе «Авиастар-СП» ОАК заявила в феврале 2012 г.

Во время же недавнего аппаратного совещания правительства Ульяновской области первый вице-премьер РФ Александр Пинков сообщил, что с 2016 года на ульяновском самолетостроительном заводе «Авиастар-СП» планируется возобновить производство самолета Ан-124 «Руслан» в его новой, современной модификации. Постановление правительства РФ об этом будет подготовлено, по словам вице-премьера, до 1 апреля 2013 года. Предполагается, что общий заказ будет составлять 60 самолетов, из них 20 — госзаказ для Минобороны.

«В свое время мы официально заявили ОАК, что если будет запущено новое серийное производство самолетов с техническими характеристиками, близкими к варианту Ан-124-300, то мы готовы приобрести 40 самолетов. Направили официальную бумагу и технические требования. Технические требования подписаны ГП «Антонов», но не утверждены ОАК», говорил в интервью российской прессе технический директор «Волга-Днепр» Виктор Толмачев.

Согласно подсчетам компании «Волга-Днепр», с учетом списания существующих самолетов Ан-124, к 2030 г. для обслуживания растущих грузопотоков потребуется не менее 70—80 воздушных судов такого класса. По новым же данным, которые озвучили на ГП «Антонова», потребность «Русланов» на мировом рынке до 2035 г. составляет уже 107 штук.

По мнению директора «Центра исследований армии, конверсии и разоружения» Валентина Бадрака, перспективы восстановления производства Ан-124 взаимосвязаны с необходимостью заменить изношенные машины, которые есть в парке компании «Волга-Днепр».

«Уже сейчас рентабельность перевозок этими самолетами снизилась из-за расходов на обслуживание, с каждым годом требуется все больше ремонтов. Поэтому компания будет интенсивнее лоббировать восстановление серийного производства Ан-124 на уровне правительства Российской Федерации. Собственно, решение компании «Волга-Днепр» покупать иностранные самолеты Boeing (в ее флоте 12 воздушных судов семейства Boeing 747. — Ред.), это знак для правительства, что пора запускать в серию модернизированные «Русланы», говорит он.

«В производстве «Русланов» серьезно заинтересованно и российское Министерство Обороны. За ним стоят государственные интересы страны. Не зря именно Минобороны РФ в 2012 году выступило инициатором запуска проекта, желая стать и эксплуатантом новых воздушных машин», считает эксперт. ВВС России планируют к 2020 году получить 10 новых самолетов Ан-124.

Коммерческий заказ только одних авиакомпаний не позволит обеспечить такую стоимость нового серийного самолета, которая будет привлекательна перевозчикам: на подготовку нового производства придется потратить примерно 20 миллиардов рублей.

Однако, то, что восстановление производства Ан-124 откладывается, только обостряет ситуацию. Так, стоимость самолета за эти годы возросла уже в два раза со $150 млн до $300 млн. «Завод способен осилить Ан-124, мы сохранили все оборудование», — говорил ранее генеральный директор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.

Пока же российские власти все раздумывают относительно будущего Ан-124, эксплуатанты («Волга-Днепр») поставили перед разработчиками новые требования: увеличить максимальную грузоподъемность до 150 т, дальность полета с грузом таким грузом увеличить до 6—7 тыс. километров, экипаж уменьшить с 6 до 2 человек. Самолет должен иметь цифровую кабину, которая позволит «наращивать» функции более жесткого самолетовождения, а его экономическую эффективность нужно повысить, как минимум, на 30%.

«Мы продолжаем работать по доводке и дальнейшей модификации самолета, внесению изменений, сертификации. Например, мы в два раза увеличили ресурс Ан-124 (с 25 до 45 лет). На 30 тонн увеличили грузоподъемность. Ввели целый ряд новшеств», сообщил Президент — генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива. По его словам, тот вариант самолета, который планируется запустить в производство в Ульяновске, «будет иметь «стеклянную» кабину, цифровую авионику, модернизированные двигатели и целый ряд других новаций».

Андрей МУРАВСКИЙ, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ