Департамент автотранспорта Мининфраструктуры уже три года настойчиво работает над законопроектом о такси. А результата все еще нет. Правда, в апреле чиновники презентовали некий кулуарно разработанный законопроект. Вердикт общественности — он создан не в интересах пассажиров и таксистов.
Как отмечает сопредседатель общественной организации «Такси столицы» Денис Садоха, этот документ лоббировал интересы теневых посредников и «крышевателей», а потому вызвал возмущение перевозчиков. Они даже пригрозили всеукраинской забастовкой. И последовали обещания, о которых, как всегда у нас, вскоре забыли. По данным ОО «Такси столицы», разработка законопроекта и дальше ведется кулуарно и направлена на то, чтобы сделать основным игроком на рынке такси теневых посредников, прячущихся под вывеской информационно-диспетчерских служб (ИДС). Положения законопроекта, убеждает Садоха, дают таким структурам возможность, как говорится, на корню скупить все разрешения на право перевозки на такси. Водителям же остается брать у ИДС такие разрешения в аренду, а кроме того, платить за услуги диспетчеров. Они, кстати, «стоят» немало: от 10 до 20% заказа. Садоха сообщает, что в Украине на рынке такси работает около 900 ИДС, а в Киеве их 300—350. По его словам, они уже стали неформальными регуляторами рынка, отнимая заработки у водителей и деньги пассажиров. Всего же таксистов в стране около 200 тысяч, но таксометрами и официальными лицензиями располагают примерно 5 тысяч.
Что же придумали в «Такси столицы», чтобы очистить рынок от посредников? Садоха рассказывает и показывает видеофильм о первом в Украине социальном проекте под названием «Надо ехать? — Отвезу», который уже две недели работает в Киеве. По сути, это интернет-портал, состоящий из двух частей. В «Надо ехать?» с помощью компьютеров или смартфонов регистрируются водители, имеющие возможность и желание поработать в свободное время, а то и по дороге домой или на работу на рынке такси. Кроме данных о себе и своей машине, они при каждом выезде на линию сообщают конкретное время, которое могут посвятить этой работе, и место, в котором находятся.
Потенциальные пассажиры таким же образом заходят на вторую часть проекта — «Отвезу», и сообщают, откуда и куда хотят ехать, выбирают из имеющихся предложений марку машины, могут ознакомиться с отзывами других пассажиров о водителе (что повышает безопасность) и договариваются с ним о цене. Посредника и диспетчера в этой интернет-схеме нет. В результате и заработок таксиста растет, и оплата его услуг снижается. Цена проезда становится оптимальной, поскольку пассажир и водитель договариваются друг с другом без посредников и устанавливаемых ими комиссий.
«День» поинтересовался у авторов идеи, какими могут быть их будущие отношения с налоговой службой, которая обязательно поинтересуется заработками водителей, регистрирующихся на их сервисе. «В Налоговом кодексе четко записано, что всякое физическое лицо должно подавать отчет о своих доходах, — сказал Садоха, — И это уже личное дело и ответственность каждого, выполнять это требование или нет. Мы предоставляем только информационные услуги — возможность обмена информацией между пассажиром и водителем. Это только инструмент. Что касается наших доходов от этого проекта, то их практически нет. Он будет поддерживаться только за счет рекламы, за счет размещения баннеров».
Глава «Такси столицы» обвиняет информационно-диспетчерские службы в том, что они монополизировали рынок такси, но уверен, что сервисы «Надо ехать? — Отвезу» настолько привлекательны и для водителей, и для пассажиров, что вскоре вытеснят ИДС с рынка.
«Такое впечатление, что вы клин клином вышибаете», — предположил «День», обращаясь к главе «Такси столицы». Д. Садоха согласен: «Основная цель нашего проекта — удар по информационно-диспетчерским службам. Мы хотим показать государству и чиновникам, что реформа рынка такси необходима. И это все, что мы смогли придумать, чтобы вывести с рынка нелегальных посредников».
КОММЕНТАРИИ
Александр, таксист:
— На первый взгляд, дело хорошее. Но, если вдуматься, то этому не бывать. Вот я, например, пользуюсь услугами информационно-диспетчерской службы. Если я при этом начну подбирать себе пассажиров еще и по Интернету, то мне несдобровать. Меня обязательно вычислят. И какие будут последствия, я не знаю. Знаю точно, что мне несдобровать.
Но есть и другой вариант: уйти из ИДС. Но как мне тогда работать? Можно стать частным предпринимателем, купить лицензию. Но в этом случае нужно еще и машину дооборудовать кассовым аппаратом. И все это расходы. А так, если меня останавливают и проверяют, то с меня взятки гладки, я говорю: обращайтесь на фирму. А без лицензии не поездишь. Это так кажется, что за нами никто не следит. Контроль есть...
Андрей, таксист:
— Такие службы в Интернете вроде бы уже существуют. Правда, там нет рекомендованной цены и за услуги по поиску клиента нужно платить процентов 10. А если платить не надо, то это, конечно, для нас выгоднее. И пассажиру можно уступить, постоянные клиенты появятся. Мне кажется, что такое начинание могло бы получиться. Желающие найдутся. Но я лично на него не подпишусь, потому что не люблю Интернета.