Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В долговой яме — с рождения...

3 августа, 1996 - 19:37

Начало на 1-ой ПОЛОСЕ

Кризис нанес нокдаун главным экспортно-ориентированным отраслям страны (химической и металлургической), которые зарабатывали значительную долю валюты для внутреннего рынка. Поэтому правительство было вынуждено искать другие варианты. И на тот момент их у нас было три, считает директор Национального института стратегических исследований Юрий Рубан. Первый вариант — Международный валютный фонд (МВФ), второй — Европейский Союз (ЕС) и третий — Россия. Но вместе с кредитами страна получает дополнительные условия (не только денежные), считает эксперт. По словам Рубана, Россия может дать деньги, чтобы залатать газовые долги, но в обмен она будет требовать газотранспортную систему. МВФ одолжил деньги, но только под определенную программу реструктуризации. ЕС также будет выдвигать условия. Они будут заключаться в наведении порядка в газотранспортной системе. «Это то, чем придется заплатить за кредиты сейчас, и причем — очень быстро», — полагает директор Национального института стратегических исследований.

Но и будущим поколениям придется платить... «А это уже миллиарды на миллиарды, — продолжает Рубан. — В нашем нынешнем бюджете денег на обслуживание такого рода ссуд абсолютно нет. А существуют еще и ссуды НБУ, коммерческих банков. То есть на самом деле мы хорошенько уселись в долговую яму»...

Что же касается перспектив и последствий сидения в этой долговой яме, то здесь мысли экспертов расходятся. Рубан считает, что большая часть бюджета будет направляться на обслуживание именно внешних долгов, а не, например, социальные программы. Поэтому возможности для роста пенсий и всего прочего будут очень ограничены... Вместо этого Бураковский утверждает, что на внешних рынках Украина имеет только одну большую ссуду — от МВФ. Мол, если посмотреть на уровень внешнего долга страны, то до кризиса он был небольшим и приемлемым. По большому счету, страну нельзя было даже отнести к странам со средним или высоким уровнем задолженности. «В данном случае все находится в чрезвычайно приемлемых границах. Что было большим и останется большим, так это задолженность украинских корпоративных агентов (банков и предприятий)», — отмечает Бураковский.

Перспективы же своевременного возвращения Украиной кредита МВФ, по мнению Бураковского, будут зависеть от того, как будет проводиться будущая экономическая политика и насколько она будет наследственной. «Украина имеет все перспективы вернуть кредит МВФ. До этого времени она ни разу не была в суверенном дефолте, — дает свой прогноз Бураковский. — МВФ, в принципе, может пойти на переговоры по поводу реструктуризации кредита. Но я бы рассчитывал, что мы будем сильнее, будем эффективными и сможем вовремя рассчитываться по своим долгам. Ведь именно так формируется доверие к украинской экономике и государству как таковому».

Впрочем, основная беда — не кредиты и не долги, а их проедание, считает Рубан. «Если бы они не проедались... Если бы я видел, что сейчас эти кредиты во что-то вкладываются, например, в обновление производства, в новые технологии, которые дадут возможность возвращать эти долги. Вместо этого сейчас одолженные средства просто проедаются», — утверждает эксперт.

Согласно подсчетам экспертов, уже сегодня каждый гражданин Украины, даже новорожденный, должен иностранным кредиторам своего государства около 500 долларов. И, принимая во внимание тенденцию к увеличению долга (по прогнозам, до 30 миллиардов долларов) и уменьшению количества населения (до 40 миллионов человек), каждый гражданин Украины впоследствии может быть должен 750 долларов...

Президент Украины Виктор Ющенко на днях также выразил опасение, что кредиты Международного валютного фонда принесут больше вреда, чем пользы — в случае отсутствия реформ. Об этом речь идет в заявлении Главной службы информационной политики Секретариата Президента по поводу получения Украиной третьего транша кредита МВФ, опубликованного УНИАН.

В заявлении отмечается, что программа по МВФ предусматривает осуществление ряда экономических реформ, цель которых — исправление экономической политики и усиление способности Украины противостоять кризису. «Но уже сегодня очевидно, что эти средства будут использованы не для поддержки экономики до момента получения эффекта от принятых мер, а для дальнейшего финансирования статус-кво и всяческого избежания непопулярных решений», — цитируется позиция Президента, который в тот же день ушел в отпуск ради отдыха в Крыму...

А премьер-министр Украины Юлия Тимошенко тем временем призывает лишний раз не драматизировать ситуацию. Как сообщила она в ходе встречи с вкладчиками «Родовид Банка», по прогнозам правительства, внешний долг Украины до конца года составит 36,6% от ВВП.

Данный показатель является некритичным, — утверждает Тимошенко, ссылаясь на опыт таких стран, как США, Италия, Япония, Южная Корея, где внешний долг, по ее словам, превышает 100% от ВВП. «На сегодня внешний долг Украины не превышает 30%. Это значит, что запас прочности у нас очень высок, и Украина не влезла в долги, которые ей не под силу», — отметила премьер.

КОММЕНТАРИИ

Василий ЮРЧИШИН, директор экономических программ Центра им. Разумкова:

— До того времени новому поколению следует дожить, а в нынешних экономических условиях, которые формируются, есть намного более опасные для будущего поколения вопросы: какова динамика численности населения Украины, уменьшение продолжительности жизни, рост эмиграции и другие проблемные вопросы, связанные с социальной сферой. Они более опасны для будущих поколений, чем вопросы: взяли мы кредит или нет... Государственный долг, невзирая на взятые кредиты, находится на много ниже критической границы.

Ничего нет плохого в том, что страна получает финансовые ресурсы от других стран либо от других институтов на финансово привлекательных условиях. Потому что кредиты МВФ относительно дешевы и, как правило, долговременны. Если экономика растет, то стоимость кредита уменьшается. Поэтому если эти средства вкладываются в развитие, то можно только приветствовать такие шаги.

Но, к сожалению, мы видим, что далеко не всегда средства используются так, как хотелось бы. Средства мы получаем, а позитивных изменений в структуре экономики, в структуре доходов, в заработных платах очень мало либо они происходят очень медленно.

Валерий ГЕЕЦ, директор Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины:

— Стоит смотреть на долги, которые имеет правительство и страна в целом (учитывая ссуды корпоративного и банковского сектора). Если брать долги корпоративные и банковские, то они действительно велики. Но нынешний уровень государственного долга не дает оснований говорить, что будущее население страны загоняется в долговую яму. Сегодня государственный долг превышает 10% — это не много. Согласно нашим подсчетам, величина государственного долга может приближаться к уровню 30—35% ВВП. Ни в коем случае государственные ссуды не должны составлять 50—60% ВВП (такой показатель справедлив для более развитых стран). Наша же экономика способна обслуживать государственные долги максимум на уровне 30—35%.

Существует риск, что корпоративные долги трансформируются в государственные. Это возможно, если частные банки, получив денежные ресурсы от НБУ, будут выводить их на валютный рынок, будут покупать валюту и будут отдавать свои долги, а эту валюту будет одалживать государство (и при этом банки не будут возвращать средства НБУ). При таком сценарии риск трансформации корпоративных долгов в государственные существует. Поэтому за использованием средств, предоставленных банкам в рамках рефинансирования, обязательно должен быть чрезвычайно жесткий контроль. Кроме того, банки, получающие рефинансирование, должны быть способны вернуть эти ресурсы НБУ.

Владимир СТУС, руководитель группы аналитики и прогнозирования Центра стратегических инициатив:

— На мой взгляд, ситуация с кредитами является неоднозначной и противоречивой... Но проблем с выплатой долга МВФ я не вижу. Ведь в недалеком будущем произойдет отказ от доллара как мировой резервной валюты с резким обесцениванием последнего. Мы же, измеряя что-то в долларах, привыкли считать его стабильным. Пришло время отказываться от такой практики. Долг же выражен в долларах, и особых проблем в его обслуживании я не вижу...

Например, в Польше или Венгрии внешний долг больше и в абсолютных цифрах, и относительно доли ВВП, и в расчете на одного гражданина. Этот долг выше и в развитых странах. Те же США или Великобритания имеют выше долги, чем Украина. И никто там из этого большой паники не делает.

Здесь основное — будущий обвал доллара. Как говорится, не было бы счастья — да несчастье помогло.

КСТАТИ

Совокупный внешний долг Российской Федерации во втором квартале, как сообщается в информационных материалах Банка России, вырос на 24,3 миллиарда долларов — до 475,1 миллиарда. Государственный долг увеличился только на 100 миллионов долларов — до 27,7 миллиарда, из которых 4,4 миллиарда долларов — долги бывшего СССР. То есть на одного гражданина РФ приходится 200 долларов долга. А внешний долг Республики Польша по состоянию на 2009 год, по оценкам польских аналитиков, приближается к отметке в 190 миллиардов евро, что в расчете на одного жителя — 4,871 тысячи евро.

Подготовили Алексей САВИЦКИЙ, Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ