Сегодня в научном мире и в реальном производстве активно развивается и внедряется новое направление исследований — биосоциальная экономика. В Украине тоже начали им заниматься. Что это такое и в чем ее ключевая выгода — в интервью «Дню» рассказал доктор экономических наук, директор учебно-научного Института бизнеса Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (НУБиПУ) Анатолий ДИБРОВА:
— В 1992 году в Рио-Де-Жанейро состоялась международная конференция при участии 150 страны-членов ООН по вопросам окружающей среды и устойчивого развития. Главный вопрос, задекларированный на ней, — переход человечества к устойчивому развитию под лозунгом «оставим нашим потомкам не меньше, чем мы получили в наследство». Вопрос был поставлен ребром, потому что в настоящий момент человечество потребляет в 1,5 раза больше продукции, чем способен обеспечить имеющийся природный ресурс. Если такие темпы сохранятся, то в 2050 году может наступить глобальное истощение природных ресурсов. Это касается, в первую очередь, энергетических, сырьевых и продовольственных запасов нашей планеты.
Иными словами сегодня происходит глобальное нерациональное перераспределение природных ресурсов. Его четко видно, если проанализировать потребление ресурсов разными слоями населения. Так, из открытых данных следует, что в 2005 году самые богатые люди нашей планеты (20% всего населения) потребляли 76,6% всех произведенных товаров и услуг, в то время как те же 20% бедного населения — всего 1,5%. В Украине эта статистика выглядит несколько иначе: самые богатые граждане (5%) владеют 65% всего национального достояния, бедные (60%) — 5%, а средний класс (35%) — всего 30%. Поэтому очевиден глобальный дисбаланс, который разрушает экологию и негативно влияет на социальные процессы в разных странах.
Угрозу такого развития событий ученые понимали раньше. Именно поэтому с середины 80-х годов прошлого века они начали искать пути решения этой ситуации. Так родилась концепция устойчивого развития человечества, которая основывается на сбалансированном развитии трех основных сфер деятельности: экономической, социальной и экологической. В качестве элемента равновесия всех ее составляющих сегодня как раз и рассматривается биосоциальная экономика, призванная обеспечить достаточно высокий уровень жизни и сохранить экологический баланс на планете.
Биотехнологии начали развиваться в 70-х годах, с целью увеличения прибылей за счет расширения существующих рынков. Началось все с «прочтения» структуры ДНК, что позволило ученым замещать в растениях отдельные гены и создавать ГМО. С тех пор биотехнологии развиваются безумными темпами и применяются в разных отраслях экономики, потому что позволяют удешевить производственные процессы и параллельно решать вопрос продовольственной безопасности в мире в условиях климатических изменений в той или иной стране.
Сейчас наибольшие трансформации в биоэкономике происходят в агросекторе, энергетическом секторе и медицине. Это три кита, на которых будет держаться спокойное будущее всего человечества.
— Возглавляемый вами институт одним из первых решил с нового учебного года внедрить для своих студентов специальный курс биосоциальной экономики. Зачем вы это делаете? И почему считаете, что на это будет спрос?
— С 1 сентября 2013 года на базе Института бизнеса внедряем для студентов бакалаврата по экономическим специальностям (экономисты, финансисты, менеджеры) пилотный проект по спецкурсу биосоциальная экономика. Зачем? Биосоциальная экономика — это то, чем сегодня живет и дышит весь прогрессивный мир и куда движутся глобальные рынки.
Если он будет успешным, то уже со следующего года в магистратуре студенты смогут выбрать себе определенное направление «зеленой» специализации и взяться за написание магистерских, а в дальнейшем диссертационных работ. Кроме того, данная тематика для вуза и самих студентов интересна еще и тем, что основанные в ней научные работы и пилотные проекты могут претендовать на международные гранды, стипендии, программы обмена с зарубежными высшими учебными заведениями. Биосоциальная экономика — это перспектива, которой Украине нужно однозначно пользоваться сегодня, потому что завтра она будет двигать миром.
Кроме того, если сегодня на государственном уровне не внедрить такую дисциплину в вузах, а в дальнейшем и подготовку таких специалистов, то рано или поздно страна столкнется с дефицитом специалистов именно этого направления. В мире это понимают, потому активно готовят таких специалистов.
Почему это важно? Спрос на них уже появляется на рынке. Но ощутимый дефицит будет расти в арифметической прогрессии настолько быстро, насколько быстро украинские компании будут перенимать международные стандарты труда и подходы в строительстве и управлении компанией. Как правило, сегодня иностранных биосоциальных специалистов в свой штат привлекают международные предприятия и организации. Но в Украине происходит бум в развитии агросектора, который в мире сегодня выступает одним из наибольших потребителей специалистов такого ранга. Украинские агрохолдинги, например, активно внедряют у себя систему производства биогаза и переработки биомассы, которая в виде отходов остается в процессе производства. А это все — элемент эффективного управления и ведения бизнеса.
Такие специалисты помогут улучшить нынешнюю систему законодательства. Простой пример — несоответствующая трактовка в системе законодательства понятия «биоэнергетика» долгое время сдерживает развитие этого направления в Украине и интеграцию в энергетическое пространство с другими странами. Казалось бы, ну и что из этого. Биоэнергетика — это действенный способ усиления конкурентоспособности украинской продукции на мировых рынках. Производство того же биогаза аграрными компаниями позволяет экономить не только расходы на потребление энергии и тепла, но и может быть дополнительным источником дохода для компаний. А сегодня реализовать этот сценарий украинские предприятия (даже наиболее крупные и ориентированные на Европу) не могут.
Специалисты, ознакомленные с основами биосоциальной экономики, будут способны помочь избавиться от всех этих барьеров. И главная задача такого специалиста на производстве — просчитать оптимальную структуру и оценить последствия использования той или иной биосоциальной модели управления для конкретного вида бизнеса.
— Почему именно ваш вуз взялся за такое дело?
— Биосоциальная экономика — чрезвычайно комплексная дисциплина, которая нуждается в тесном сотрудничестве между специалистами естественных, экологических и экономических специальностей, а также соответствующих материально-технических мощностей. Наш университет значительный период работает в заданном направлении и владеет для этого соответствующим потенциалом. В прошлом году в институте бизнеса создана проблемная научная лаборатория биосоциальной экономики и управления природопользованием, которая оборудована соответствующим современным компьютерным и лицензионным программным обеспечением; мы имеем собственные научные внедрения и исследования в сочетании с международным опытом, что позволяет готовить собственный учебно-методический продукт. Высокий квалификационный уровень преподавателей, их международное сотрудничество с коллегами в научно-исследовательских проектах и стажировка за рубежом, а также взаимодействие администрации института с непосредственными работодателями делают подготовку таких специалистов перспективной на рынке труда. Кроме того, наш вуз единственный в государстве успешно проходит международную аккредитацию по образовательным и исследовательским стандартам США, что позволит готовить качественный англоязычный «профессиональный продукт» на международном рынке труда, а проще говоря, легализирует наших специалистов во всем мире.
Кульминацией утверждения биосоциальной экономики для широкой общественности, и в первую очередь для студентов, которые будут определяться с будущей специализацией, должна стать мощная международная научная конференция при участии ученых из ведущих университетов США, стран ЕС, России и Японии, которая состоится на базе НУБиПУ с 4 по 8 ноября 2013 года.
— Как помогает государство?
— В странах-лидерах внедрение этого направления (Англии, США, Австралии, Франции, Голландии, Германия) государство стимулирует через систему льгот и дотаций. Например, частично финансирует подготовку такого специалиста в магистратуре. Но в целом основная поддерживающая нагрузка ложится на международные фонды, систему грандов и тому подобное. Нам же необходимо сохранять и стимулировать существующую благоприятную среду, которая начала формироваться для развития биосоциальной экономики на уровне научных исследований и подготовки специалистов.