Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Украине будет создана Служба финансовых расследований

К работе над проектом привлекли представителей бизнеса
5 июня, 2014 - 12:33
ФОТО З АРХІВУ "ДНЯ"

Об этом «Дню» сообщил заместитель главы Министерства доходов и сборов Владимир Хоменко, который отвечает за подготовку и создание концепции этой структуры. По его словам, в министерствах уже на этой неделе должны завершить рассмотрение законопроекта о службе финансовых расследований («Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществления финансового контроля»»). А на следующей — его передадут в профильные комитеты парламента.

На встрече с бизнесом в Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Хоменко детальнее рассказал о принципе формирования этого органа. «Служба финансовых расследований будет создаваться на базе налоговой милиции (пока что ее передадут под управление Фискальной государственной службы (контролирует правительство), но после внесения изменений в Налоговый кодекс — в СФР), ГлавКРУ, УБОП и УБЭП (занимается экономической преступностью), департамента защиты экономики СБУ. Их функции перейдут этой службе. Также — функцию агентурно-оперативной работы (прослушивание, внешнее наблюдение, но будут применять только по решению суда), проведение досудебного слушания и тому подобное», — рассказывает он. Хоменко добавил, что эта служба также возьмет под контроль расходную часть бюджета. «На входе (в госбюджет. — Авт.), по оценкам минувшего года, более 100 миллиардов гривен не поступило и пошло через преступные схемы на обогащение Семьи и ее окружения. И еще больше потеряли на выходе (из госбюджета. — Авт.), потому что мы знаем о тендерах и закупках и то, как они осуществляются», — объяснил чиновник.

Председателя и его троих заместителей будет назначать Рада по представлению премьера, и раз в год ее руководитель будет отчитываться перед парламентом. По словам заместителя главы Министерства доходов и сборов, это будет «сильная служба», которая требует «жесткой системы контроля, противовесов и подбора кадров». По мнению Хоменко, контролировать текущую работу буде Генпрокуратура и прокуроры на местах, чтобы избежать давления со стороны губернаторов и представителей другой местной власти. А контролировать есть что. По оценкам Хоменко, «если ранее налоговая милиция на 85% работала на государство, а 15% — на себя, то в последнее время пирамида перевернулась».

«А открытый конкурс на замещение этой вакансии будет?», — спросила у него исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко. Да, отвечает Хоменко. «В бизнесе есть умные, опытные люди, которые хотят и могут в этой службе работать», — говорит он. Для этого, по его словам, нужно иметь юридическое и экономическое высшее образование, опыт работы, желательно в аналитических центрах, потому что главный акцент делают именно на аналитической деятельности.

«У бизнеса такие люди есть, но они не пойдут работать на зарплату 2 тысячи гривен. Нужно начинать с грузинского опыта: существенно поднять зарплату и сократить штат», — резюмирует из зала предприниматель из Киева. Это все будет, обещает Хоменко. Как уточнил он после встречи с бизнесом в беседе с «Днем»,  в рамках концепции создания СФР в настоящий момент обсуждается сокращение  всех задействованных в этих пять службах работников на 50% и поднятие заработной платы тем, кто остался, на 30—50%. Но это пока планы. Плюс, говорит он, увеличится соцпакет и, возможно, будет решаться вопрос с жильем.

Замечания к закону о СФР подали разработчикам государственные ведомства, чьи полномочия предусматривается урезать в интересах финансовой «разведки». Как рассказывают в Миндоходов «офф-рекордз», Генпрокуратура настаивала на том, чтобы экономическими преступлениями занимался следственный комитет. В МВД и СБУ не поддерживают объединения расследования преступлений экономической направленности и финансового контроля, потому что это будет мешать непредвзятой деятельности на всех стадиях работы и грозит необоснованным расширением полномочий одного органа и, соответственно, высокими коррупционными рисками.

«Само по себе такое реформирование логично. Если взять два департамента и объединить в один, сократить число госчиновников, то количество людей, которые смогут зайти на предприятие с проверкой, уменьшится. А это уже уменьшение давления на бизнес. Впрочем, если хотим жить по-новому, как обещает наш Президент, то нужно устанавливать верховенство права и реформировать судебную систему, проводить реформы по дерегуляции и уменьшать бюрократию. Но это не делается за день, один два или даже три месяца. Кроме того, нужна обратная взаимосвязь с бизнесом», — говорит «Дню» Деревянко.

Во время обсуждения концепции Службы финансовой разведки с представителями ЕБА «День» попросил присутствующих бизнесменов проголосовать, и вот что выяснилось: поддерживает появление такого органа из больше чем 100 предпринимателей, в том числе и иностранных, аж семь, и столько же сказали «нет», остальные — воздержались. О чем это говорит? Бизнес еще не понимает, что и как государство будет реформировать, какие конкретно полномочия будут у этого органа!

«То, что у нас сейчас много организаций, которые имеют право заходить на предприятие и приводить проверку, — действительно так. Каждая организация приходит, чтобы что-то с этого предприятия взять. Если эти органы будут сосредоточены в одном месте, то, с одной стороны, имеем риск создать глобального монстра, который будет оказывать давление на бизнес, но, с другой — можем получить управляемость. Я все-таки надеюсь, что создание единого центра управления процессами обеспечит именно управляемость контролирующих органов», — рассказывает «Дню» директор издательства «Книжный клуб» (Харьков) Олег Шпильман. По его мнению, в целом все будет зависеть от руководителя этой службы. «Если она будет занимать государственную позицию, то будет понимать, что нельзя постоянно доить корову. Нужно иногда ее и кормить. Тогда все будет нормально. Если будет желание или соблазн собирать и оказывать давление на бизнес, то наша страна перестанет существовать в краткосрочной перспективе», — добавляет он. Как избежать появления «монстра»? По мнению Шпильмана, единственный способ — параллельно реформировать судебную систему.

Кроме того, бизнес затронул еще один вопрос: авансированная уплата налогов наперед. Сейчас, по словам Шпильмана, возобновились звонки от налоговиков об уплате налогов наперед. «Просьба была со ссылкой на конкретного чиновника в центральном аппарате», — прибавил он. В то же время Хоменко заявил — не может быть, назовите фамилию. И здесь зал загудел, мол, нам тоже звонят по телефону. И это при том, что ранее первый заместитель министра доходов и сборов Игорь Билоус неоднократно заявлял, что практика с уплатой налогов наперед будет прекращена, а дополнительные сборы растут за счет детенизации экономики.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ