Украина относится к тем государствам, которые имеют значительные ресурсы природного газа, однако количество разведанных и предварительно разведанных запасов, которыми, собственно, и обеспечивается добыча газа, явно недостаточны для потребностей государства.
Начальные потенциальные ресурсы свободного газа Украины оценены учеными в 7,25 триллиона кубических метров, из них разведанные запасы составляют лишь 39%. Значительная их часть сосредоточена на больших глубинах — 4—7 км. Таким образом, ресурсная база газодобывающей отрасли Украины позволяет при ее эффективном использовании стабилизировать, а в перспективе и повысить объемы его добычи.
Западный нефтегазоносный регион Украины, в состав которого входит и Львовская область, был и остается одним из перспективных поставщиков природного газа в стране. Неразведанные ресурсы региона составляют 539 млрд кубических метров газа (во Львовской области — 199,3 млрд кубических метров).
Как утверждает академик НАН Украины Александр Ефимович Лукин, «имеющиеся в недрах Украины разведанные запасы и прогнозированные ресурсы природного газа в случае соответствующей организации геологоразведочных работ под квалифицированным и тщательным их научным сопровождением позволят стабилизировать и в дальнейшем неуклонно наращивать объемы собственной газодобычи».
Однако, несмотря на значительные неразведанные ресурсы углеводородного сырья в недрах, их изучение и перевод в разведанные запасы происходит очень низкими темпами. Добыча газа тоже незначительная. Так, в 2014 г. добыча газа во Львовской области составила лишь около 0,64 млрд кубометров при собственном потреблении в 1,55 млрд.
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ СОБСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРИРОДНОГО ГАЗА?
Причины этого широко известны. Украина до сих пор не может преодолеть последствия коллапса своего топливно-энергетического комплекса, вызванного вовсе не мифическим истощением украинских недр, а обвальным падением объемов глубокого бурения и сейсморазведки, неправильной экономической политикой. Со средины 90-х годов прошлого века объемы их добычи из недр стали превышать прирост запасов, в то время как для стран со стабильным функционированием экономики прирасты запасов газа в несколько раз превышают его добычу.
Кроме того, бурение велось в основном на глубинах до 3—3,5 км, где ресурсы преимущественно уже разведаны и открытие значительных по запасам месторождений не предусматривается. А основные перспективы связываются с глубинами 4—5 км и более, работы на которых практически приостановлены.
В стране до сих пор существует чрезвычайно забюрократизированная система оформления документов для получения права на использование недр. Так, существующая система предоставления права землепользования для размещения объектов по добыче газа на практике может длиться 2—4 года. Больше всего теряется времени на получение спецразрешения на пользование недрами.
И главное: предыдущие правительства страны взяли направление на пополнение государственного бюджета за счет увеличения рентных платежей на добычу природного газа. Это привело к уменьшению добычи газа, росту его себестоимости, уменьшению доходов газодобывающих компаний, а, соответственно, и дальнейших инвестиций в геологическое изучение, разведку, добычу газа, текущие капитальные ремонты скважин.
На сегодняшний день из-за неквалифицированного руководства отраслью почти половина фонда эксплуатационных скважин находится в консервации.
На данное время существенно сокращены, а в большинстве случаев и полностью отсутствуют государственные средства для развития геологической отрасли в Украине. Программы, которые предусматривают расширение поисков углеводородов, в значительной степени не выполняются.
В Украине практически отсутствует современная буровая база — в настоящий момент существует много буровых компаний с крайне изношенным и непригодным оборудованием для безаварийного глубокого бурения и качественного раскрытия производительных пластов.
О ЧЕМ ВСЕ ЗНАЮТ, НО МАЛО ГОВОРЯТ
Потенциальных инвесторов в газодобывающей отрасли отпугивают, прежде всего, несовершенная законодательная база, отсутствие какой-либо долгосрочной стратегии развития, непрофессиональное управление и, прежде всего — тотальная коррумпированность отрасли. Надропользователь должен быть уверен в том, что после открытия месторождения оно не перейдет в другие руки за малейшее нарушение производственно-финансовой деятельности или из-за окончания срока действия спецразрешения.
Типичные проблемы газодобывающих предприятий можно проследить на примере частного газодобывающего предприятия «Нефтегазремстрой-1».
На газоносной Тынивской площади (Дрогобычский район Львовской области) в соответствии со специальным разрешением с 2003 г. проводили работы по геологическому изучению площади два предприятия: ГП «Западукргеология» и частное предприятие «Укрнерудпром».
В 2011 году ООО «Нефтегазремстрой-1» выкупило часть «Укрнерудпрома», после чего началась совместная деятельность этого предприятия и ГП «Западукргеология». За время совместной работы частным инвестором вложено в поисковые работы свыше 4,5 млн долларов США.
В 2016 г. истек срок действия спецразрешения для ГП «Западукргеология». Ввиду того, что срок действия спецразрешения уже дважды возобновлялся, согласно действующему законодательству, ГП утратило право продолжить его еще раз.
Владимир ГРОЙСМАН, премьер-министр Украины: В Украине создавались все условия, при которых государственная газодобыча падает. Газодобытчикам закручивали гайки, чтобы они не могли развиваться, в то же время, все больше и больше создавались условия юридической и энергетической зависимости от России. Это была такая долгосрочная продажа нашего суверенитета Российской Федерации. Я думаю, что это была преднамеренная политика тогдашнего правительства. Мы сломали это. Наша задача развивать собственную добычу, причем именно государственной компанией, сокращать закупку энергоносителей за рубежом, и мы уже можем говорить о том, что в 2016 году мы имели не минус, а плюс в добыче, и я радуюсь этому, поскольку это свидетельствует, что мы пошли правильным путем. А в новом году добавим до того уровня газодобычи, который имеем сегодня, еще где-то плюс 500 миллионов кубических метров газа
В соответствии с Постановлением Кабинета министров Украины от 30.05.2011 №615 «Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами» ООО «Нефтегазремстрой-1» оформило материалы для получения без конкурса специального разрешения на пользование недрами на Тынивской площади как частный инвестор, который вложил инвестиции в геологическое изучение недр этой площади, обеспечил цикл работ по оценке запасов месторождения и произвел необходимые согласования на получение вышеупомянутого спецразрешения у Львовской областной рады, Горпромнадзора и Министерства экологии и природных ресурсов.
Государственная служба геологии и недр Украины, несмотря на юридическое право «Нефтегазремстрой-1» получить специальное разрешение на пользование недрами, до сих пор его не выдала. Судебное дело 12 (!) раз рассматривалось в разных судебных инстанциях Украины, которые единодушно требуют от Государственной службы геологии и недр Украины предоставить спецразрешение для «Нефтегазремстрой-1», дело передано на судебное исполнение, но уже больше 3-х месяцев не выполняется и спецразрешение не выдается.
Следует отметить, что на протяжении 2004—2016 гг. ООО «Нефтегазремстрой-1» добыло 39,11млн кубометров природного газа, оно было одним из крупнейших налогоплательщиков в Дрогобычском районе Львовской области (за 2015 г. уплачено в Государственный бюджет 30,9 млн грн).
В результате прекращения добычи газа из Тынивского месторождения с мая месяца 2016 года для потребителей Украины необходимо было дополнительно закупать импортированный газ (ориентировочно около 3,4 млн кубометров, что в денежном эквиваленте составляет 22,5 млн грн). Как следствие, от прекращения производственной деятельности ООО «Нефтегазремстрой-1» государство недополучило платежей в бюджет около 15,8 млн грн, работники компании остались без работы.
Более всего к ситуации, сложившейся с ООО «Нафтогазрембуд-1», причастна государственная служба геологии и недр Украины. Именно она, несмотря на многочисленные решения судов, не выдает специальное разрешение на использование ресурсов. В.и.о. руководителя этой службы Михаил Бояркин договорился до того, что заявил: «Спецразрешение выдам только под давлением». То есть он требует принудительного выполнения решения суда. Именно по его указанию регулярно возобновляются судебные представления, отписки разным государственным органам, отказы в предоставлении специального разрешения на использование ресурса, несмотря на решения судебных инстанций.
Как здесь не вспомнить, что руководители ГГС друг за другом становятся фигурантами громких уголовных производств за злоупотребление служебным положением. Вне сомнения, действуют они не самостоятельно, а выполняют чье-то указание. К сожалению, это приводит к уменьшению добычи природного газа, особенно частными добытчиками, от чего страдает газовая независимость нашей страны.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ГАЗОДОБЫЧИ?
Приоритетное право на получение спецразрешения на промышленную разработку газового месторождения должно иметь предприятие, которое его открыло, разведало и провело опытно-промышленную эксплуатацию. Поэтому первое разрешение на геологическое изучение недр должно предоставляться инвестору не на пять, а хотя бы на семь-десять лет. И обычно с реальным контролем за выполнением основных лицензионных обязательств. Не секрет, что под крылом высоких должностных лиц существует много мелких предприятий, которые владеют спецразрешениями годами, не проводя никаких геологоразведочных работ и перепродавая перспективные участки недр. Необходим действенный контроль за выполнением основных требований лицензионных соглашений.
Геологоразведочные работы нуждаются в постоянном квалифицированном научном сопровождении. Нужны региональные научно-производственные аналитические центры, которые могли бы исследовать керн, пластовые флюиды, разрабатывать необходимую проектную документацию как для государственных, так и особенно небольших частных газодобывающих предприятий. В реальности все наоборот — вследствие финансовых проблем ликвидированы Львовское и Черниговское отделения Украинского государственного геологоразведочного института, которые осуществляли аналитику поисково-разведывательных работ и перманентно обосновывали ресурсную углеводородную базу начиная с 50-х годов прошлого века.
Существенно улучшить ситуацию было бы возможно за счет дополнительного привлечения финансов малого и среднего бизнеса. Ведь это направление экономического развития является довольно эффективным практически во всех странах с развитой экономикой. Для этого необходимы кардинальные изменения в стратегии развития минерально-сырьевой базы государства, а также урегулирование законодательной базы, которая бы могла гарантировать частному бизнесу его защищенность от чиновничьего произвола.
По нашему мнению, рентные платежи необходимо уменьшить до минимума, а для небольших месторождений и труднодобываемых запасов углеводородов ренту за пользование недрами целесообразно вообще отменить. Это привлекло бы инвестора к разработке низкодебитных залежей.
Надеемся, что руководство страны уже сделало соответствующие выводы по коренному улучшению состояния газодобычи и обретения страной газовой независимости. Эксперты отрасли расценивают как позитивный сигнал к качественным изменениям недавнее заявление Президента Украины Петра Порошенко на церемонии открытия нового газового месторождения на Львовщине о необходимости запуска украинской газодобычи и государственной поддержке честных и настоящих инвесторов.
Есть надежды, что начнутся они с адекватных кадровых назначений — стратегической газодобычей не могут управлять случайные люди.