На выходных свою позицию по крымскому вопросу высказал ряд крупнейших украинских бизнесменов. В частности, Ринат Ахметов призвал к сохранению территориальной целостности Украины. А двое из самых богатых украинцев — Игорь Коломойский и Сергей Тарута по просьбе властей согласились взять ответственность за управление ситуацией в своих регионах, возглавив обладминистрации.
После внеочередного собрания Рады в воскресенье 2 марта, на котором депутаты приняли ряд важных документов, «Дню» удалось пообщаться с еще одним представителем крупного капитала в Украине, народным депутатом Вадимом НОВИНСКИМ.
Взгляд Новинского на происходящее сегодня в Украине втройне интересный. Во-первых, он — российский бизнесмен, который стал гражданином Украины. Во-вторых, Новинский, как главный акционер «Смарт-Холдинг», входит в рейтинг наиболее богатых и влиятельных предпринимателей Украины. И в-третьих, он избирался в Верховную Раду как мажоритарщик по избирательному округу № 224 в Севастополе...
К тому же, Новинскому предлагали взять под свою опеку и контроль, по примеру Коломойского и Таруты, Крым, но он... отказался. Почему — далее в интервью. За 22 минуты общения у меня сложилось впечатление, что в своих ответах он был максимально честен, насколько это позволяет нынешняя ситуация.
— Как вы оцениваете принятые Верховной Радой документы?
— Решение парламента — очень взвешенное, предельно корректное и мудрое.
— Сколько времени отводиться на «фитбек» от российской стороны?
— Я думаю, что ответ будет. Если не произойдет никаких провокаций на территории Крыма, то постановление будет выполняться.
— В Раде говорят: если этот набор мер не сработает, то следующим шагом должно быть разрывание «харьковских соглашений».
— Это никак не поможет, а только усугубит ситуацию. Ни в коем случае нельзя трогать вопрос «харьковских соглашений», тем более денонсации...
— Если утвержденные парламентом и СНБО меры не сработают, то, как действовать дальше?
— Сработают. Мы сегодня проголосовали за мирный способ урегулирования и нужно идти по этому пути. Нужно как можно быстрее сформировать переговорную группу во главе либо со спикером, либо с премьер-министром, и включить в нее еще несколько человек. Эта группа должна вести постоянный диалог...
— Вы в нее войдете?
— Не мне решать. Пусть решает руководство страны. Нужно немедленно приступать к переговорам, потому что все решается за столом переговоров, а не силой оружием.
— Какие шаги впредь нужно применить, чтобы избежать усугубления сепаратистских проявлений на полуострове?
— Во-первых, обеспечить соблюдение прав русскоязычного населения. Ни в коем случаи нельзя было трогать языковой закон, но никто не послушал. И это тоже дало очередной толчок к эскалации напряженности в Крыму. Поэтому нужно срочно доработать этот закон, внести в него поправки — и он должен работать.
Во-вторых, гарантировать неприкосновенность имущества Украинской православной церкви московского патриархата. Чтобы ни в коем случае не было вторжения и тем более каких-то насильственных действий...
Недавно прозвучали опасные призывы — вывозят святыни с Киево-Печерской Лавры... Этого нельзя делать и накалять ситуацию.
В-третьих, расширить полномочия АРК в вопросе распоряжения своим бюджетом. И это касается не только Крыма. Думаю, что местное самоуправление во всех регионах Украины должно получить больше бюджетной свободы. Это будет реально управлением территориями...
И четвертое, принять закон "О статусе города-героя Севастополь" и дать возможность людям выбирать мэра.
«НАПРЯЖЕННОСТЬ В КРЫМУ — ЭТО СЛЕДСТВИЕ ВСЕХ СОБЫТИЙ В КИЕВЕ»
— В некоторых областях губернаторами уже назначили ряд бизнесменов (Игоря Коломойского, Сергея Таруту). Говорят, что вам тоже предлагали перейти на высокую должность в Крым?
— Был разговор на эту тему. Но надо делать шаги, которые пойдут на пользу ситуации, а не усилят противоречия... Поэтому я переубедил инициаторов... Я предложил свои услуги в качестве возможного переговорщика между руководством Верховной Рады Украины и парламентом Крыма, чтобы каким-то образом сблизить позиции и постараться погасить конфликт.
— Каковы, на ваш взгляд, причины возникновения нынешней ситуации в Крыму?
— Напряженность в Крыму — это следствие всех событий в Киеве...
— Сейчас много говорят о дефиците нормальной системной работы с регионом со стороны власти. Вы согласны?
— Это тоже... Конфликт подхлестывало и то, что после Майдана появились по Крыму очень резкие заявления многих политиков, которые, не смотря на сложную ситуацию в стране, начали заниматься предвыборной президентской кампанией ...
— Кто должен ответить за то, что сработал фактор сепаратизма на Крымском полуострове?
— В любой эскалации и напряженности не надо искать одного виноватого. Недоработали все: Верховная Рада в полном составе, коалиция, оппозиция... Кто-то выступал, а мы не смогли их удержать. И даже на закрытом заседании парламента звучали безответственные выступления политиков, которые свой рейтинг подымают, а всю страну повергают еще в больший хаос.
— Есть ли у вас ощущение, что ситуация с Крымом разрешиться в пользу Украины, и, что не будет плачевного финала?
— У меня такое ощущение есть. Рада и правительство все для этого делают. И сейчас все должны молить Бога, чтобы компромисс нашли, как можно быстрее.
— По поводу работы в Раде: почувствовали ли вы при формировании коалиции и правительства, что в парламенте поменялись правила игры?
— Сложный вопрос. Я не думаю, что эти правила игры как-то существенно поменялись. Несмотря на то, что некоторые главы министерств назначались по профессиональным признакам, личности все же большой части министров вызывает вопросы. Проблема в том, что сразу поменять правила не возможно. Нужно время, чтобы появилось новое качество политики... Главная задача КМУ обеспечить стабильность в стране. Ждать чего-то большего от правительства в нынешних условиях очень сложно. Поэтому от КМУ нужны очень выверенные шаги, никаких резких движений делать не надо. Важно, чтобы выплачивались зарплаты, пенсии, пособия. В противном случае — будет новый взрыв. А этого нельзя допустить.
Экономическая стабильность и спокойствие — главные задачи. Только тогда можно говорить о каком-то экономическом развитии. В нынешней ситуации я не знаю, кто из крупных инвесторов придет вкладывать в Украину. И пройдет не один год, чтобы доверия появилось.
— Сколько на это Украине потребуется лет?
— От трех до пяти лет.
— Вы говорите, что Украине сложно привлекать деньги. Может, прислушаться к совету известного Збигнева Бжезинського: не ждать кредита от МВФ или еще от кого-то, а дачи клич бизнесменам с первой 10-ки украинской сотни Forbes с просьбой сброситься по миллиарду долларов и «выкупить» нашу страну с международной финансовой кабалы?
— Вопрос интересный. Но не будем забывать, что украинские компании в отличие от иностранных, и так продолжают инвестировать. Как один из акционеров крупных отечественных компаний могу сказать: мы свои инвестиции в экономику Украины не остановили...
«РЕПРИВАТИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — ЯЩИК ПАНДОРЫ»
— Для возобновления доверия также очень важно еще одно. Ни в коем случае нельзя открывать «ящик пандоры», связанный с реприватизацией или с национализацией объектов, которые были приватизированы в последнее время.
Более того, я бы проголосовал в Верховной Раде закон об амнистии капиталов, чтобы никто не думал, что завтра будут «давить», «нагибать» или каким-то другим образом обижать.
— Является ли для вас, как гражданина нашей страны, бежавший Янукович президентом Украины?
— Это сложный вопрос и ответ на него кроется в юридической площади. Если бы Президент Янукович был здесь, то он был бы легитимным, и никто бы не мог эту легитимность оспорить.
— А что с вашим дальнейшим участием в рядах регионалов: вы будете и дальше оставаться во фракции?
— Я не люблю перебежчиков, которые думают, что таким образом купили себе индульгенцию. Это не совсем правильно. Потому что в тех трагических событиях, которые случились в Украине в последние две недели, виноваты абсолютно все... Касательно Партии регионов скажу следующее: я — не являюсь членом партии, а вошел во фракцию, как депутат мажоритарщик от города Севастополя. Но я думаю, что ПР — мощная партия, которая представляет интересы избирателей Юго-востока Украины. Необходимо сделать работу над ошибкам, исправить их, полностью перестроить работу внутри партии, чтобы она была не лидерского типа, а опиралась на простых людей. И тогда будет успех.
— Вы собираетесь вступать в Партию регионов?
— Я не знаю. Но могу сказать четко, что политика, к сожалению, вредит немного моей совести и душе. Потому что политика — это помесь лжи, предательства и подлости. Я с этим не хочу мириться.
— Почему же вы тогда в ней остаетесь?
— Это еще вопрос. Я пока не решил — остаюсь или ухожу.
— Многие говорят, что вас держит в украинской политике «спецзадание» Путина.
— Это неправда. Полный бред. Я уже говорил вам и еще раз скажу: я хочу жить в красивой европейской стране Украине. И сегодня было бы с моей стороны предательством в такой непростой ситуации куда-то убегать. Вы видели, что все эти дни я был здесь, в Раде, и никуда не убегал, не уезжал. Я каждый день ходил на работу, пытался помочь найти нужные решения и выход из ситуации. И буду это делать.