Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вагоностроительный «ренессанс»

Эксперты прогнозируют полное восстановление отрасли в 2011 году
17 февраля, 2010 - 20:05

На начало 2010 года многие вагоностроительные предприятия уже получили перспективные внутренние и экспортные заказы. Поэтому за 1-1,5 года железнодорожное машиностроение полностью восстановится, считают в консорциуме «Менеджмент Консалтинг Групп». Там определяют три основных фактора подъема отрасли.

Если в 2009 году украинские вагоностроительные предприятия довольствовались лишь разовыми работами, то уже в начале этого года многие из них получили масштабные внутренние и экспортные заказы. По прогнозам аналитиков, суммарный выпуск вагонов отечественными производителями почти удвоится в 2010 году и вырастет еще на 44% в 2011 году, при этом суммарные продажи вагоностроителей поднимутся на 150% в 2010 году и на 75% — в 2011 году. Ожидается также рост стоимости продукции — средние цены на грузовой вагон достигнут 75 тысяч долларов в конце 2011 года.

По мнению отраслевых экспертов, ключевым фактором повышения интереса к вагонам со стороны потребителей стало общее восстановление экономики и промышленного производства, и, как следствие, — рост объемов грузоперевозок. Сегодня постепенно выходит из кризиса экономика мира и Украины, а также и экономика стран СНГ, которые, собственно, и являются основными потребителями украинских вагонов. В консорциуме напоминают, что, к примеру, украинская металлургия за прошлый год «выздоровела» на 30-35% по сравнению с показателем падения почти на 50% в первые кризисные месяцы. А «Укрзалізниця» за январь 2010 года увеличила грузотранзит на 14,8% (на 3 миллиона 800 тысяч тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом стоит учесть, что железнодорожный транспорт имеет ключевое значение именно в индустриальных экономиках стран СНГ, в том числе Украины, где его доля среди всех видов перевозок составляет 52%. По наблюдениям аналитиков, рост грузооборота в среднем на 5,9% за период 2000—2008 гг. трансформировался в ежегодный рост производства вагонов украинскими производителями на уровне 36%.

Вторым немаловажным фактором активизации спроса на подвижной состав является практически непрерывное и возрастающее из года в год списание моторвагонного парка. Например, износ подвижного состава «Укрзалізниці» сегодня находится на уровне 83%. По подсчетам экспертов, железнодорожные госмонополии стран СНГ только для поддержания текущего размера парка подвижного состава нуждаются примерно в 42-х тысячах вагонах ежегодно. Из этого количества 30 тысяч составляют потребности РЖД, 8 тысяч — «Укрзалізниці» и 4 тысячи — железной дороги Казахстана.

Третьим фактором, влияние которого обещает существенно возрасти по мере восстановления объемов промышленного производства, по мнению экспертов консорциума, является увеличение частного парка подвижного состава. Именно с выходом предприятий, в том числе металлургических, из кризиса, актуальным для них снова становится пополнение парка грузовых полувагонов. Кроме того, дополнительные стимулы к этому создает принятый в мае 2009 года новый Сборник грузовых тарифов. Благодаря тарифным преференциям (собственники частного подвижного состава могут платить только за инфраструктурную составляющую) стимулируется перевозка грузов частными вагонами.

По подсчетам отраслевых экспертов, в настоящее время около 41% всего парка железнодорожного подвижного состава в странах СНГ находится в частных руках. При этом в разных странах этот показатель выглядит по-разному. «Укрзалізниця» сравнительно недавно пошла по пути либерализации рынка грузовых перевозок, поэтому в Украине парк частных вагонов пока не так развит, как, например, в России.

Татьяна МАМАЛЫГА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ