Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вагоны остались без спроса

Временный, но единственный выход — перепрофилирование
24 июня, 2009 - 19:37

Основные рынки сбыта отечественного железнодорожного машиностроения замерли, и предпосылок для их оживления не наблюдается. По мнению аналитиков, в ближайшей перспективе какой-либо положительной динамики в отрасли не произойдет. Чтобы «остаться на плаву», некоторые вагоностроители перепрофилируют производство.

Главная причина застоя в украинском железнодорожном машиностроении — существенная потеря основных рынков сбыта. Крупнейший потребитель продукции украинских вагоностроительных предприятий — «Российские железные дороги» — в нынешнем году закупит не более 10 тысяч вагонов всех типов. Очевидно, что российские власти попытаются поддержать собственную вагоностроительную отрасль, позиции которой кризис также заметно пошатнул. Впрочем, даже если этого и не произойдет, реализация украинских вагонов в Россию ожидаемо упадет в 2,5 раза, или на 15 тысяч единиц. Такие потери украинским вагоностроителям будет крайне сложно восполнить, считают аналитики консорциума «Менеджмент Консалтинг Групп».

Внутренний рынок также практически заморожен. В первом квартале нынешнего года в Украине в результате резкого падения производства простаивало порядка 12 — 15 тысяч грузовых вагонов. Исходя из этого, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк в нынешнем году почти втрое уменьшили объемы кредитования «Укрзалізниці» на модернизацию. Таким образом, даже при самом оптимистическом развитии событий украинский железнодорожный монополист сможет купить в нынешнем году всего около двух тысяч грузовых вагонов. При этом стоит учесть, что в последние годы «Укрзалізниця» усиленно развивает собственное производство вагонов на трех своих вагоноремонтных заводах. А это значит, что ее потребность в продукции вагоностроительных предприятий еще больше снизится.

Попытки поправить положение за счет других постсоветских стран, вероятно, будут неэффективны. Наиболее перспективным рынком после России для украинских вагоностроителей считается Казахстан. Однако в условиях кризиса за казахский рынок придется конкурировать с РФ и Китаем, а значит, доля украинцев здесь наверняка снизится. После того как в апреле 2009 года представители РЖД и «Узбекских железных дорог» подписали протокол о намерениях создать совместное предприятие по производству железнодорожных вагонов, говорить о наших перспективах на среднеазиатских рынках уже не приходится. Рынки Беларуси, Прибалтики и Грузии, на которых также работают украинские вагоностроители, слишком малы, чтобы восполнить понесенные потери.

Учитывая тотальное сужение рынка сбыта, нельзя гарантировать сохранность и дальнейшее развитие украинских вагоностроительных активов. «Под давлением высокого уровня производственных затрат и потери рынков сбыта угроза банкротства становится особенно актуальной для малых частных предприятий отрасли, — считает руководитель аналитической группы консорциума Дмитрий Подтуркин. — При этом не исключена и активизация интеграционных процессов, связанных с поглощением наиболее пострадавших от кризиса предприятий своими более успешными конкурентами». Наименьшие потери, по мнению эксперта, понесут предприятия, интегрированные в финансово-промышленные группы. Впрочем, несколько минимизировать нынешние потери вагоностроителям позволит перепрофилирование и активизация производства альтернативной продукции. Так, Крюковский вагоностроительный завод, помимо вагонов, уже не первый год выпускает эскалаторы для метрополитена и дорожную технику, а Стахановский вагоностроительный завод является монополистом в Украине по изготовлению транспортеров платформенного и колодцевого типа, а также для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов. Кроме того, Стахановский завод недавно реанимировал у себя производство сварных металлоконструкций и уже в нынешнем году выполнил на нем заказ завода «Запорожтрансформатор».

Тем не менее, полностью восполнить потери от основного производства вагоностроительным предприятиям не удастся. Перепрофилирование, в лучшем случае, поможет продержаться до окончания кризиса и активизации спроса на вагоностроительную продукцию, считают аналитики. Но этого момента нужно еще дождаться, держась «на плаву», чтобы вовремя сформировать качественное предложение рынку. А не реанимировать обанкротившиеся предприятия с нуля.

Татьяна МАМАЛЫГА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ