Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерй ОМЕЛЬЧУК: Мы самостоятельно формируем цену на жилье для молодежи

15 апреля, 2008 - 20:02

Отсутствие жилья — самая большая проблема для молодых семей. Поэтому их взгляды с надеждой обращаются в Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству. К сожалению, из-за ограниченности бюджетного финансирования воспользоваться услугами Фонда может только небольшая часть желающих. Но недавно появилась информация, что правительство планирует пересмотреть объемы финансирования Фонда на этот год, вернее его программ. «День» расспрашивал о перспективах, открывающихся благодаря этому, главу Государственного фонда Валерия ОМЕЛЬЧУКА.

— Информация есть разная. Со своей стороны мы делаем все необходимое, чтобы увеличить бюджетные ассигнования на наши программы. Но это всегда долгая и сложная работа. Каким будет результат — сейчас сказать сложно. Мы претендуем на серьезное увеличение финансирования, и это желание взято не с потолка, а из показателей «Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002— 2012 годы». Недофинансирование этой программы за первые пять лет (2002—2007 годы) — около полмиллиарда гривен. И мы просим, чтобы эта сумма была предусмотрена в изменениях бюджета на этот год. Мы также просим Минфин увеличить на 450 миллионов гривен программу по льготному кредитованию и на 30 миллионов — программу по частичной компенсации процентов коммерческих банков. Также мы надеемся, что Минфин учтет еще одно наше пожелание и выделит средства для формирования уставного капитала нашего финансового учреждения.

— Какими будут его размеры?

— Мы инициируем создание уставного капитала в размере 50 миллионов гривен.

— Обязательно ли становиться на квартирную очередь по месту проживания для получения молодежного кредита?

— Да, обязательно. Но для сельских жителей процедура несколько более простая, потому что сельские советы, как правило, не ведут квартирного учета. Поэтому от молодых семей, проживающих в сельской местности, нужна только справка из сельсовета о том, что они не обеспечены жильем и нуждаются в улучшении жилищных условий.

— Кажется, именно требование о квартучете стало главной причиной торможения программы частичной компенсации процентов коммерческих банков. Будете ли вы смягчать эту норму, чтобы снова сделать программу привлекательной для молодежи?

— Хочу сказать, что было две главных причины потери популярности этой программы среди населения: квартучет и ограничение срока, на который выдается частичная компенсация, пятью годами. Фонд подготовил проект постановления правительства, где предлагается сделать более либеральными требования по квартучету. В частности, к рассмотрению должны приниматься не только справки о пребывании на квартирном учете, но и справки о кооперативном квартучете. Также, как уже отмечалось, сюда относятся и справки из сельских и поселковых советов. Проектом предусматривается также увеличение срока на выдачу частичной компенсация до десяти лет. Однако документ сейчас находится на рассмотрении в Минфине и уже получил много замечаний. Если их все учесть, то постановление теряет смысл. Окончательное решение по поводу него не принято. Надеемся, что мы еще убедим Минфин в обязательности всех предлагаемых изменений или продолжим искать компромиссный вариант.

— Рассчитанная –Минрегионстроем стоимость постройки квадратного метра жилья в некоторых регионах значительно ниже рыночной. Будете инициировать ее пересмотр?

— Мы пытались сделать это не один раз, но убедились, что это нереально. Минрегионстрой имеет четкую методику для определения опосредствованной стоимости строительства жилья в разных регионах. Она учитывает себестоимость строительства и минимальную рентабельность на уровне около 10%. При этом не учитываются дополнительные нагрузки, которые несут застройщики: отчисления на социальное развитие местным органам власти, внеплощадные инженерные сети (километры строительства теплотрасс, замена теплопунктов и тому подобное). Действительно, вопрос стоит довольно остро, особенно в Киеве, где опосредствованная стоимость составляет менее четырех тысяч гривен, а рыночная — не менее 9—10 тысяч. Поэтому мы выбрали другой путь — выступили государственными заказчиками строительства жилья, и, таким образом, самостоятельно формируем цену на жилье.

— Вы имеете в виду деятельность Управления жилищного строительства?.

— Да. Два года назад Фонд создал хозрасчетное предприятие, выступающее заказчиком строительства жилья в наших программах. В его функции входит работа с областными органами власти и местного самоуправления по отведению земельных участков для строительства молодежного жилья. Если госпредприятию выделен земельный участок и на нем работает не коммерческий застройщик — это позволяет формировать цену ниже рыночной. В идеале она должна равняться опосредствованной стоимости. Управление жилищного строительства почти приблизилось к выполнению этой задачи в девяти областях страны.

Вторая его задача — получать прибыль, продавая жилье. Например, есть стоквартирный дом. Бюджетных средств хватает на строительство какого-то количества квартир. Строительство остальных квартир нужно замораживать, пока не поступят бюджетные деньги. Поэтому перед Управлением стоит задача: строить дом полностью, привлекая средства любых частных инвесторов. Но дополнительные квартиры уже будут продаваться по рыночным ценам. Таким образом фонд сможет получить дополнительные средства для финансирования своих, предусмотренных бюджетом, программ.

— Снизить стоимость готового жилья поможет решение земельного вопроса. Как, на ваш взгляд, можно заставить местные советы бесплатно выделять землю для таких целей?

— Их не нужно заставлять, потому что они заинтересованы в этом. Сегодня в конкретном городе или в областном центре на квартучете стоят десятки тысяч семей. Местным властям нужно объяснить, что решить эту проблему они могут при помощи разработанного фондом механизма.

— Но все ли воспримут такие разъяснения?

— Согласен. Следовательно, нужно разработать и добиться принятия соответствующего закона или государственной программы, где все это прописать.

— Вы рассказали об одном из механизмов привлечения небюджетных средств, а какие еще варианты вы рассматриваете?

— Конечно, есть идеи и механизмы, но для их внедрения нужно принимать закон или постановление правительства. На мой взгляд, в Украине нужно вводить систему, по которой работает вся Европа, в частности, Германия. Это так называемые строительные сберегательные кассы. Предусматривается, что человек должен на своем спецсчету накопить определенную сумму денег. При этом он не претендует на высокие депозитные ставки, потому что ждет выгод в будущем. А выгода такова: если на этом счете накоплено 20—25% стоимости квартиры, то банк или же строительная сберкасса выдает дешевый ипотечный кредит за счет средств других участников ипотеки. В Германии государство еще и премирует граждан, зачисляя на их счета дополнительные деньги за накопление или же предоставляя налоговые льготы. Отдельно там премируют внедрение в домах энергосберегающих технологий.

Если правительство поручит нам этим заниматься, то мы готовы. Но делать это нужно вместе с Сбербанком, используя сеть его филиалов.

— Раньше вы говорили о выпуске фондом целевых облигаций, которые бы позволили увеличить объем небюджетных средств. Что помешало реализации этой идеи?

— Мы не выпустили их, потому, что нынешнее законодательство требует определенного уровня уставного капитала, которого мы пока что не имеем. Мы столкнулись с этим, когда стали работать с Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Если мы получим дополнительный уставный капитал, о чем речь шла в одном из ваших первых вопросов, то вернемся к выпуску акций.

— Вы несколько раз упоминали о проблемах с законодательным обеспечением работы Фонда. Что конкретно намечено сделать в ближайшее время?

— Однозначно нам нужен закон, который бы регулировал сферу деятельности Фонда и механизмы работы по его программам. Такой законопроект разрабатывался, начиная с 2000 года. Последний вариант мы недавно направили в парламентский комитет по делам семьи, молодежи, спорта и туризма, где создана специальная рабочая группа. Если комитет одобрит наш проект, а я думаю, что так и будет, то, при условии стабильной работы Верховной Рады, его могут вынести на рассмотрение уже в мае.

Беседу вела Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ