Осенью прошлого года трое парней из «Фонда региональных инициатив» — Виталий Шабунин, Александр Солонтай и Михаил Лебедь, вдохновленные успехом инициативы российского блогера Алексея Навального «РосПил», решили реализовать свой многолетний замысел относительно борьбы с «дерибаном» государственных денег на тендерных закупках. Их проект — «Центр противодействия коррупции» начал полноценно действовать чуть больше месяца назад, а уже вернул в государственную казну десятки миллионов гривен.
Усилиями ЦПК, возникшего по общественной инициативе нескольких человек со скромным бюджетом в 680 гривен, только за первые два месяца этого года, как рассказал «Дню» председатель правления и исполнительный директор ЦПК Виталий Шабунин, удалось обжаловать проведение 30 тендеров, на которых чиновники «переплатили» больше 75 миллионов гривен. «Реальный пример: закупает отдел образования Мостиской райгосадминистрации на Львовщине куриных филе на 190 тысяч гривен по цене 48,6 гривны за килограмм. При этом в любом магазине такое же филе стоит — 29 гривен за килограмм. Вспоминаем школьную арифметику: 190000-190000/48,6х29 = 76 626 гривен — украдено, — приводит примеры Шабунин. — Учтите, что мы считали по розничным ценам, тогда как товары закупают тоннами».
Мечта Центра — устроить соревнование между народными избранниками: кто из них убережет больше средств от «дерибана» и кто добьется осуждения виновных. Пока что они заручились поддержкой двух нардепов, которые уже подготовили более двух десятков обращений к генеральному прокурору с сообщением о преступных схемах в тендерных закупках. Также к сотрудничеству с центром привлекли нескольких экспертов, которые согласились на бесплатной основе предоставлять экспертные услуги.
Информацию о подозрительных государственных закупках в ЦПК берут с сайта «Наші Гроші». А дальше алгоритм борьбы со злоупотреблениями в сфере государственных закупок следующий: ЦПК пишет проект депутатского обращения в прокуратуру области, где проходил тендер, обращаются к нардепу-партнеру с просьбой подписать и направить обращение. Обычно, говорят в ЦПК, местные прокуроры либо подают в суд на признание тендера недействительным, либо «принуждают к честности» заказчика тендера, чтобы тот «от греха подальше» остановил откровенный «дерибан» и не пришлось возбуждать уголовное дело. В случае отписки областной прокуратуры ЦПК готовит и посылает депутатское обращение в Генпрокуратуру, но добавляет жалобу на бездеятельность местного прокурора. За первый месяц работы, говорят в ЦПК, от Генпрокуратуры откровенных отписок не было. Единственный «прокол», по словам Шабунина, — оттягивали ответ, который бы обязал Государственную финансовую инспекцию (бывшее КРУ) провести проверку. Однако ребята придумали и как бороться с отписками. Если же Генпрокуратура «случайно» отписывается, ЦПК просит нардепа-партнера подать по данному «кейсу» депутатский запрос и озвучить ситуацию с тендерным злоупотреблением с трибуны ВРУ.
Парни верят, что их проект будет эффективным и успешным, как и все предыдущие, которые они реализовали в тандеме. Не «огорчают» их даже попытки народных депутатов свернуть публичность в тендерных процедурах. «Вопрос тендерных закупок будет оставаться всегда в любых условиях при любом законодательстве, — замечает «Дню» Солонтай. — Возможно, поменяются лишь инструменты нашей работы». Если законодательство будет совершенствоваться — работать станет проще и меньше, говорит он. Если же в «дырах» — придется закатить рукава и лезть в грязь. «Тема тендерных закупок вечная, — подчеркивает «Дню» Солонтай. — Она была есть и будет одной из составляющих коррупционных рисков».