Если Верховная Рада проголосует за изменения к закону «Об электроэнергетике» (относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии) и примет во внимание предложения народных депутатов, поданные после принятия этого законопроекта в первом чтении, то Украина может остаться без ветроэнергетики и других восстанавливаемых источников энергии. Такое мнение выражают эксперты. Этот их вывод исходит из того, что и в ныне действующем законе об электроэнергетике содержится нереальная для выполнения норма о «местной составляющей». Она недосягаема для подавляющего большинства электростанций на восстанавливаемых источниках энергии, сооружающихся или проектирующихся в Украине.
Напомним, сегодня для получения зеленого тарифа на электроэнергию, выработанную на ветровой электростанции (ВЭС), необходимо, чтобы при ее строительстве 30% компонентов проекта (оборудование, работы и тому подобное) было украинского происхождения. А уже после 2014 года, согласно упомянутому новому закону, часть так называемой локализации должна достичь 50%.
Эксперты ветроэнергетики объясняют, что сделать это невозможно. Дело в том, что единственный в Украине производитель ветровых турбин — украинско-немецкое совместное предприятие ООО «Фурлендер ВиндТехнолоджи», вероятнее всего, не возьмет на себя такую напряженную задачу. Ведь немецкий партнер (компания Fuhrlaender) недавно заявил о начале процедуры банкротства. Но даже в том случае, если «Фурлендер» и впредь будет работать на полную мощность, то не сможет обеспечить рынок и небольшой частью всего оборудования, которое ему необходимо. К этому добавится еще одна реальная проблема — стоимость оборудования ветроэлектростанций, производимого украинским предприятием. Очевидно, что компания-монополист будет повышать цены настолько, насколько это ей будет выгодно.
Как следствие, изменения, поданные народными депутатами ко второму чтению проекта нового закона об электроэнергетике, которые усиливают требования к «местной составляющей», делают требования к ней намного жестче, чем раньше. Это, как указывают эксперты, может нанести непоправимый вред еще слишком молодой и не окрепшей ветроэнергетике Украины.
Взвесьте сами: если «местная составляющая» у ВЭС равна, например, 48%, то она не сможет претендовать на зеленый тариф и фактически будет получать приблизительно половину цены за электроэнергию по сравнению с ВЭС, стоимость «местной составляющей» которой — 50% или более. Понятно, что подобный проект, авторы которого рассчитывали на предусмотренный сегодня законодательством Украины зеленый тариф, но не получили его, не будет реализован. Эксперты называют это почти непреодолимым риском, с которым очень трудно справиться в рамках проектов по строительству ветровых станций, которые длятся несколько лет и в известной степени финансируются за счет доходов, которые обеспечиваются первыми агрегатами, вступившими в строй, благодаря льготному зеленому тарифу. Как отметил руководитель Западно-Крымской ВЭС Лоик ЛЕРМИНЬО, мы считаем, что Украина должна придерживаться сбалансированного и постепенного подхода к этой проблеме, руководствоваться международным опытом, согласно которому нельзя резко снижать зеленый тариф. По его мнению, действительно, следует осторожно снижать зеленый тариф для проектов с низкой «местной составляющей» и поднимать его для проектов с более высокой «местной составляющей». Подобный подход будет стимулировать тех девелоперов, которые более интенсивно инвестировали в украинское производство.
Желая найти компромисс с украинскими парламентариями, европейско-украинское энергетическое агентство (ЕУЭА) создало рабочую группу, объединяющую основных независимых европейских девелоперов проектов по ветроэнергетике. Они поставили себе целью совместно поддерживать этот молодой сектор украинской электроэнергетики, который, еще не начав активно развиваться, уже страдает от постоянных рыночных колебаний и рисков законодательных изменений. «Лишь часть компаний, представленных в ЕУЭА, имеет проекты общей установленной мощностью почти 3000 МВт, — сообщила журналистам директор ЕУЭА Елена Рыбак. — Планируемые инвестиции в Украину (в случае действия зеленого тарифа) достигают 4,5 миллиардов евро, а объемы будущих налогов — 4,7 миллиардов евро. Прибавим еще создание 3000 временных и 500 постоянных рабочих мест». К этому Рыбак добавляет, что социально активный европейский бизнес в течение реализации и эксплуатации проектов готов инвестировать 25 миллионов евро в местную социальную инфраструктуру
По словам члена совета ЕУЭА Питера Джастина О’Брайена, рабочая группа по вопросам ветровой энергетики выступает за сбалансированное развитие восстанавливаемой энергетики в Украине и считает необходимым найти правильный баланс между размером зеленого тарифа на электроэнергию и «местной составляющей». По его словам, нельзя пренебрегать опытом и возможностями высококлассных международных производителей оборудования и ограничивать Украине доступ к финансированию ветроэнергетичних проектов. Как указывает О’Брайен, нынешняя редакция законопроекта, содержащего вышеупомянутые дополнения, может перекрыть путь в Украину более 4 миллиардам евро инвестиций. «Необходимо создать такой механизм «местной составляющей», чтобы он не стал барьером для привлечения инвесторов и финансовых учреждений в сферу украинской ветроэнергетики, — указывает специалист и продолжает: — По нашему мнению, часть местного оборудования и работ не должна превышать 30%, а механизм применения зеленого тарифа должен быть понятным и приемлемым не только для украинских, но и для международных производителей». Кроме того, «местная составляющая», — убежден О’Брайен, — противоречит принципам ВТО и Соглашению о свободной торговле, которое сейчас обсуждается с Европейским союзом». По мнению энергетика, международные организации, работающие в Украине, также не считают ограничение конкуренции на развивающемся рынке правильным выбором Украины.
Рабочая группа уже имеет конкретные предложения к украинскому правительству. Главное из них — установить справедливую зависимость между удельным весом местной составляющей в создании ВЭС и размером зеленого тарифа. Не менее важное предложение заключается в стимулировании владельцев ВЭС прокладывать линии электропередач. Ведь сегодня объединенная энергосистема Украины и энергораспределительные компании не имеют достаточных мощностей для подключения новой альтернативной генерации.