В украинском бизнесе я с 1991 года. Изучал опыт предпринимательской деятельности в США, Западной Европе. Но никогда и нигде не видел такого всплеска активности и эмоций в отношениях власти и бизнеса, как в Украине в феврале—марте 2005 года. Для меня лично этот всплеск — и лихорадочный поиск собственного ответа на вопросы «как работать бизнесу?», и дискуссии между бизнесменами и властью по этому же вопросу, к которым я оказался привлечен и как бизнесмен, и как председатель общественной организации. О форуме «Власть и бизнес — партнеры» написано много, но не бизнесменами. Поэтому ниже — только важные для бизнеса детали.
На форуме Президент сказал такое, что меня и многих других шокировало: ставки налогов (НДС — 20%, налог на прибыль — 25%, подоходный — 13%) в Украине — на уровне европейских. Есть избыточное давление на фонд заработной платы — подкорректируем. И, пожалуйста, выплачивайте все налоги! Неужели Президент не знает, что уплата таких налогов при невысокой платежеспособности потребителей и уникальной украинской системе администрирования налогов приведет к банкротству среднего и крупного бизнеса, даже если не давать взяток? Неужели Президент не знает о таких перлах отечественной уплаты налогов, когда не получив денег, ты выплачиваешь налоги за подписание акта? Когда получив деньги в последний день месяца и не израсходовав их, можешь потерять 37,5%? И неужели Президент не знает, что в европейских странах существует множество налоговых льгот (одинаковых для всех, а не только для близких к власти)? И там, кстати, почти все расходы — это расходы...
Как отреагировал бизнес на обещания и предложения власти? Опять полез в карман за калькуляторами. Вставил в свои нехитрые Excel-таблички новые данные. Что же будет, если выплачивать все таможенные платежи и все налоги, как попросила власть? Мы же не являемся преступниками, контрабандистами, ворами на генетическом уровне. Мы хотим сделать Украину цветущей и работать честно! Для этого отстояли Майдан и привели новую власть, которая обещала создать условия для цивилизованного бизнеса. Подсчеты дали такую картину.
Будет выполнена программа «Контрабанда — стоп!». Программа предусматривает снижение пошлины в среднем до 10%, но прохождение всех товаров через таможню. Налоги останутся без существенных изменений, возможно, уменьшение налогов на заработную плату. Льготы по уплате налогов будут отменены.
Что будет происходить на рынке бытовой техники после выполнения этих рекомендаций? Раньше использовались различные «льготные схемы» импорта (занижение стоимости, ввоз через СЭЗ, «по решению суда» и тому подобное), в результате чего импортер расходовал на ввоз товара в Украину 7—15% его реальной стоимости. При продаже товаров в Украине также использовались различные «схемы оптимизации налогообложения». Цены на товары были на уровне или даже ниже европейских. Рынок и спрос постоянно росли. Как следствие, возникло много мощных компаний-импортеров и сетей супермаркетов бытовой техники. Некоторые из этих компаний открыли собственное производство — сборка из импортированных комплектующих.
Что будет в случае реализации программы «Контрабанда — стоп!»? Уплата полного НДС на импорт (20%) и пошлины (в среднем 10%) вызовет рост розничных цен приблизительно на 15%. Если же будут выплачиваться полностью все другие налоги, то цены вырастут еще приблизительно на 10—15%. Следовательно, возможно общее их повышение до 30%. Но если компании, работающие на этом рынке, действительно имеют достаточный запас рентабельности, то вероятным будет увеличение розничных цен на импортированную бытовую технику только на 20%. Цены на технику, которая будет производиться в Украине из импортированных комплектующих, вырастут по сравнению с существующими на 10%, даже если удастся пролоббировать ставку пошлины для комплектующих 0%.
Готов ли украинский потребитель к такому росту цен? Думаю, нет. Выдержит ли при условии падения спроса отечественный бизнес конкуренцию со стороны зарубежных компаний, которые имеют мощные финансовые мускулы, благодаря большому объему закупок, имеют лучшие цены от производителей и лучше подготовленную к конкуренции рыночную инфраструктуру? Выдержит ли отечественный бизнес, перейдя на роботу «по-белому», при условии падения спроса, конкуренцию со стороны российских компаний, которые работать «по-белому» не спешат? Ответы будут только негативными.
Скорее установление новых правил игры для украинского бизнеса (ликвидировать все льготы и СЭЗ, платить все налоги, «Контрабанда — стоп!», не давать взяток, не использовать «крышу» власти и тому подобное) лишит украинский бизнес конкурентных преимуществ, к которым тот привык за последнее десятилетие. Это приведет к резкому падению конкурентоспособности украинских компаний относительно российских и западных. Поэтому для сохранения конкурентоспособности отечественных компаний до введения новых правил игры в полном объеме следовало бы, по- видимому, установить переходный период в 2-3 года. В его начале следует зафиксировать уровень налогового давления в два раза меньше оптимального (35% от прибыли) с увеличением его к «норме» в конце переходного периода. Какую форму снижения налогового давления на отечественные предприятия избрать — это непростой вопрос для новой власти. Уровень поступлений в бюджет от средних предприятий во время переходного периода, если он будет введен, не только не уменьшится, а увеличится за счет вывода их из тени (существенно увеличатся и таможенные платежи, и уплата налогов).
Если же переходной период введен не будет — добро пожаловать в Украину «Медиамарт» (крупнейшая в Европе сеть супермаркетов бытовой техники) и другие «...марты».