Вчера Министерство регионального развития и строительства по поручению премьер-министра Украины Николая Азарова (копия которого есть в распоряжении редакции «Дня») собрало межведомственную комиссию при участии представителей Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам. Таким образом власть отреагировала на Марш зонтиков, которым в конце апреля более полутысячи инвесторов проблемных застроек принесли под двери правительства требование решить проблему долгостроев в стране («Власть отреагировала на бесквартирных» от 26 апреля 2012 года).
Интересно, что сам оргкомитет марша был не очень доволен акцией. В беседе с «Днем» о результатах события представители ассоциации отметили, что акция протеста, проведенная 25 апреля под стенами Кабмина, могла бы продемонстрировать значительно большую активность и организованность инвесторов. Ведь проблема острая, и масштабы ее поражают (120 тысяч бесквартирных семей. — Ред.). Мол, как только начинал организовываться марш, заявило о своем желании выйти намного больше людей. Но почти в последний день те, кто уверял, что приедет, стали звонить и отказываться. Как впоследствии выяснилось, людям просто звонили от застройщиков и обещали достроить их жилье до конца года, чтобы только они не шли на марш. И люди соглашались. Конечно, такая реакция застройщиков была более чем прогнозируемой. Ведь очевидно, что они не заинтересованы в том, чтобы названия их объектов и их имена показало телевидение и напечатали газеты в ракурсе плакатов с подписью «вор», которые несут сотни разъяренных людей. Объективно бесквартирным удалось своим маршем как минимум на два дня «раскачать» информационное пространство — об акции украинцам рассказали шесть телеканалов, десяток общенациональных печатных изданий и сотни интернет-порталов.
Однако главное достижение Марша зонтиков — это все же удовлетворение первого пункта требований, с которыми бесквартирные пришли под Кабмин — создать межведомственную правительственную комиссию. Конечно, скептики могут заметить, что, мол, еще под вопросом, что та комиссия нарешает. Распоряжение Азарова может быть эдаким «па» от власти, чтобы бесквартирные от нее отцепились. Мол, мы же вам комиссию создали, так работайте. И скептики будут правы. Ведь такой сценарий для украинских реалий — далеко не новость. Другое дело, что сами бесквартирные прекрасно осознают этот риск и настроены решительно — не слезть с шеи правительства до тех пор, пока все пункты их требований не будут удовлетворены и все, кто вышел на марш, не переедут в свои новые дома. И тот факт, что Азаров распорядился созвать комиссию (независимо от того, по каким мотивам), лишь разжигает решительность у ассоциации. Ведь это, убеждены там, сигнал: в стране мало-помалу удается ломать стереотип отношения власти к протестам — «вышли-пошумели-разошлись».
«День» будет следить за работой межведомственной комиссии и информировать о ее результатах.
Алексей ГОНЧАРУК, президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам» (инвестор проблемной застройки по адресу г. Обухов, улица Киевская, 174 А):
— Я преисполнен оптимизма. Однако не столько относительно сути решения, сколько относительно факта его принятия. С одной стороны, это решение предоставляет нам возможность создать механизм коммуникации с властью. С другой — показывает людям, что, объединившись, мы можем достичь результата.
Считаю, что решение премьер-министра Николая Азарова — это проявление не столько большого желания решить проблему, сколько необходимости формального выполнения нашего первого требования. Тем не менее, на этом этапе я благодарен ему и за это. В успехе Марша зонтиков у меня нет сомнений. Как я уже говорил, инвесторы реально объединились. Мы решительно настроены, и теперь с нами не смогут не считаться.
Что касается ожиданий от работы нашей межведомственной комиссии, то и речи ни о каких «минимумах» идти не может. Комиссия должна работать до тех пор, пока не будет решена проблема несовершенства законодательства в сфере инвестирования в строительство жилья и пока каждый проблемный объект не будет достроен. Я убежден, что достижение этого максимума — это лишь вопрос времени, а время это будет зависеть исключительно от активности самих инвесторов.
Владимир НИКИТИН, президент Общественной организации «Центр защиты прав инвесторов «АктивИнвест» (инвестор проблемной застройки по адресу г. Киев, улица Глушкова, 6):
— Я не чувствую никакой эйфории относительно подписания поручения на созыв межправительственной комиссии. Это лишь первый шаг, который должно было сделать правительство в качестве реакции на наш митинг. Оно должно было его сделать — и сделало.
Следующий шаг снова за нами. Теперь мы должны формализовать все наши требования и инициативы в наиболее понятной форме и попытаться наладить контакт с профильными министерствами и ведомствами, представители которых будут присутствовать на заседании межведомственной комиссии. Государственный аппарат дает возможность решить практически любой вопрос — нужно лишь его правильно сформулировать, указать пути его реализации и проконтролировать выполнение.
Вместе с тем я прекрасно понимаю, что преграды существуют. Три самые главные из них: отсутствие справедливого правового поля, в котором были бы урегулированы отношения «инвестор-застройщик»; долгие бюрократические процедуры при согласовании вопросов; проблемы при выполнении решений, требующих бюджетного финансирования (понятно, что определенная часть проблемных строительств нуждается в дотациях за счет бюджетов разных уровней). Если же говорить о серьезности намерений власти, то я верю лишь в то, что никто, кроме нас, не сможет побудить власть к нужным шагам. А вот насколько эти шаги будут «серьезными» — покажет время и результаты, которых мы достигнем.
Что касается того, каких результатов я жду от работы межведомственной комиссии, то, наверное, в этом ключе есть смысл говорить лишь о максимуме, ведь достижение минимума будет означать, что комиссия не в состоянии решить вопрос проблемных строительств в целом.
Максимум в моем понимании определяется следующим — каждый из инвесторов, вложивших средства в проблемное строительство, получит свое жилье на тех условиях, на которых он должен был его получить. Во-вторых, лица, виновные в нарушении наших прав, будут привлечены к справедливой ответственности. И, наконец, в-третьих, в государстве будет создан такой механизм покупки жилья, который бы гарантировал его получение и недопущение в дальнейшем ситуаций наподобие тех, в которые попали мы.