Кабинет Министров изучает вопрос секвестра госбюджета на 2016 год, сообщил заместитель главы Администрации Президента Украины Дмитрий Шимкив журналистам. «Секвестр госбюджета может иметь место, поскольку некоторые вещи, предусмотренные в бюджете, на текущий момент не состоялись. Соответственно, пересмотр бюджета имеет основания. Над этим сейчас работает Министерство финансов, МЭРТ и вообще весь Кабинет Министров», — сказал он.
Какие именно бюджетные «вещи» не получились, пока остается секретом. Впрочем, догадаться не сложно. В Украине явно не удалась налоговая реформа, которой изо всех сил добивался бизнес. В результате дефицит сводного государственного бюджета Украины, по данным НБУ, в январе — июле 2016 года составил почти 22,9 миллиарда гривен, тогда как по итогам семи месяцев прошлого года был профицит (почти 15,4 миллиарда гривен).
Впечатление такое, что власти просто заговорили налоговую реформу, оставив без изменений старые принципы работы фискальной системы. Кроме того, как констатирует, характеризуя налоговую систему Украины экономист, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы Алексей Геращенко, слова «налог» и «коррупция» настолько близки, что любой работник налоговой инспекции, любой руководитель налоговой администрации ассоциируется (и не случайно) со словом «коррупция». Сбор налогов сегодня связан, по его мнению, не с тем, насколько успешным является тот или иной бизнес, а с тем, какие планы поставлены перед фискальной службой, сколько денег в бюджет нужно собрать. «Сегодня любое предприятие в Украине живет в зоне неопределенности, — отмечает экономист, — к любому предпринимателю могут прийти налоговики, посмотреть данные за 2012 — 2014 годы и сказать: ты должен доплатить столько-то налогов, столько-то штрафов, столько-то сборов. Поэтому бизнес старается спрятать свою прибыль».
В этих условиях украинские предприниматели пытаются вернуться к налоговой реформе. В среду по инициативе Платформы В2Future и Института либеральной экономики была начата общественная адвокационная кампания в поддержку системного законопроекта, в котором предлагается заменить налог на прибыль налогами на выведенный капитал и на дивиденды. Прибыль, полученная и оставленная в Украине, использованная на развитие производства, на создание рабочих мест, предлагают авторы инициативы, налогом облагаться не должна.
О тактике соответствующего движения журналистам рассказал активный участник недавних налоговых дискуссий, предприниматель и глава Института либеральной экономики Павел Себастьянович. По его словам, налог на выведенный капитал может кардинально изменить экономику Украины. Поэтому ветеран движения за экономические реформы призывает бизнес объединиться вокруг идеи налога на выведенный капитал и создать силу («Инициативу «Бизнес за будущее»), которая убедит или заставит парламентариев принять соответствующий закон. По его словам, к этой кампании уже присоединилось около 200 бизнесов. «Мы будем работать с народными депутатами, с парламентскими фракциями и группами, чтобы этот закон был внесен в Верховную Раду, обсужден и проголосован».
Учредитель компании «Текстиль-контакт», президент Ассоциации «Укрлегпром» Александр Соколовский не относит себя к авторам проекта о налоге на вывод капитала, но как бизнесмен и владелец ряда компаний считает, что успех этой инициативы будет зависеть, в первую очередь, от того, поддержит ли ее бизнес. Ситуацию, сложившуюся в налоговой сфере, он называет «вопиющей» и отмечает, что, несмотря на разговоры о реформах, реальных изменений не произошло, да бизнес и не видит, что может произойти в ближайшее время. «Власть никаких реальных шагов не предпринимает. И задача бизнеса сейчас, — говорит он, — состоит в том, чтобы помочь власти сделать решительные и эффективные шаги».
Представитель легкой промышленности отмечает, что все предложения по совершенствованию налогового поля пока наталкиваются на возражения типа: «Это может привести к сокращению поступлений в госбюджет». В результате налоговых реформ практически нет, но ВВП все равно сократился за последние два года более чем в два раза — до 80 миллиардов долларов, и в этом году тоже нет предпосылок, что мы выйдем на большую цифру. На душу населения ВВП в Украине составляет две тысячи долларов, что является самым низким показателем в Европе. Зарплаты у нас тоже самые низкие на континенте. И это единственное из конкурентных преимуществ, которое может привлечь инвестора. «Это для нас является полным тупиком и ведет к деградации государства, — уверен Соколовский, — к превращению его в банановую республику. Для Украины это катастрофа».
И все же он уверен, что власти все-таки придется делать реформы — без них ничего не добиться. Власти нужно договориться с бизнесом о его выходе из тени (50% экономики у нас в тени — об этом мы услышали вчера на встрече с министром экономики), а пока все идет наоборот: чтобы не разориться, сохранить трудовые коллективы, предприятия вынуждены минимизировать налоги — или оставаться в тени, или уходить в тень. И предприниматели так поступают не потому, что они не патриоты своей страны, а потому, что иначе им не выжить.
«Общественного договора между властью и бизнесом как не было, так и нет», — говорит Соколовский. По его словам, общественный договор должен подразумевать не только отдельные пункты налоговой реформы. Она должна стать отправной точкой для системных реформ. «Предприниматели устали быть преступниками в своей стране, а в нынешней системе подавляющее число бизнесов вынуждено уходить каким-то образом от налогов, — подчеркивает Соколовский, — а инвесторы, когда видят нашу двойную бухгалтерию, не хотят инвестировать». Если предлагаемые налоговые изменения не произойдут с 1 января 2017 года, экономический результат страны, по мнению Соколовского, может быть еще хуже, чем в 2014 — 2015 годах.
«Мы, предприниматели, оказались сейчас в порочном круге, — отмечает предприниматель, представитель Ассамблеи гражданских организаций малого и среднего бизнеса Украины Эдуард Курганский. — Если ты платишь налоги — становишься неконкурентоспособным по сравнению с теми бизнесами, которые от этого уклоняются. А если не платишь — теряешь возможности для защиты своей частной собственности, потому что она практически нелегальная. Мы должны этот круг разорвать». Он уверен, что это можно сделать, изменив налоговую систему таким образом, чтобы она не была привязана к прибыли.
«Начиная эту кампанию, мы надеемся изменить налоговую систему таким образом, что она позволит людям не прятать свои доходы», — подчеркивает Курганский и напоминает, что подобный эффект был получен, когда в 1998 году был введен единый налог для малого бизнеса. Уже через год поступления в бюджет от малого бизнеса выросли в несколько раз. Пришло время сделать примерно то же самое для общей системы налогообложения, уверен предприниматель.
Впрочем, задача у инициативы «Бизнес за будущее» не из легких. «День» спросил у Соколовского, не боятся ли авторы готовящегося законопроекта, что в ответ им настолько повысят все остальные налоги, что прибыли практически не останется. «Боятся, — ответил он. — Но если изменить все сразу налоги не получается, то нужно начинать с одного и постепенно идти к цели. Единый социальный взнос же уменьшили. Так, потихоньку, нужно пробивать и все остальное — приводить систему в порядок».