В ближайший месяц в украинских портах может погибнуть около 1,5 миллиона тонн зерна. По словам президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, чтобы этого не произошло, правительству необходимо отменить квоты на экспорт фуражной пшеницы, ячменя и кукурузы, а также увеличить квоты на экспорт продовольственной пшеницы. «УЗА считает, что необходимо немедленно принять решение и выдать дополнительную квоту на продовольственную пшеницу, чтобы она ушла из портов, а также отменить квоты на ячмень и кукурузу», — говорит Клименко и предполагает, что иначе пшеница сгниет, а игроки зернового рынка понесут огромные убытки, которые уже дышат им в спины. Только из-за простоев судов экспортеры уже потеряли сто миллионов долларов. Из-за порчи зерна в перегрузочных комплексах, которые не имеют технических возможностей не только для длительного хранения, но и для выгрузки на наземный транспорт, будет потеряно еще столько же. Во время вынужденного длительного хранения зерна в таких условиях оно прорастает, сгнивает, уничтожается вредителями. Потом возникает новая головная боль — необходимость его утилизации.
Как утверждает Клименко, уже сегодня тонны испорченного зерна вывозят и разбрасывают на полях как удобрение, потому что уже «даже для спирта оно не пригодно».
«Какую именно задачу продовольственной безопасности мы выполнили, сгноив в портах пшеницу?» — риторически спрашивает Клименко, напоминая, что введение квоты на пшеницу проходило под лозунгами продовольственной безопасности с целью не допустить роста цен на хлеб. Клименко отмечает, что цены растут и далее, и дело здесь вовсе не в зерне. «Цены на хлеб не связаны с сырьем», — уверен он. Президент УЗА при помощи «простой арифметики» показывает, насколько неверными были прогнозы и обещания инициаторов квотирования, прогнозировавших (в случае отсутствия таких квот) удорожание хлеба в три раза. «В себестоимости хлеба 50% — мука», — утверждает Клименко. «Если сегодня тонна пшеницы стоит 800 гривен, то чтобы в три раза поднять цены на хлеб, нужно в шесть раз поднять цены на пшеницу!» — подчеркивает он. — В этом случае тонна пшеницы стоила бы приблизительно тысячу долларов. Где в мире вы видели такую цену на пшеницу?». А вот то, что квотирование зерна существенно сократило доходы украинского селянина, это факт.
Согласно такой логике, по мнению президента УЗА, можно запретить экспорт подсолнечного масла и яиц — они же входят в состав хлеба, как и мука. Можно «запретить экспорт мяса из Украины, чтобы цены на колбасу снизились до того уровня, который понравился бы населению».
Согласно балансам, в 2006/2007 маркетинговом году Украина может экспортировать 5 миллионов тонн ячменя, 3,5 миллиона тонн пшеницы и 1,5 миллиона тонн кукурузы. Клименко подчеркивает, что сегодня еще можно отгрузить на экспорт 2 миллиона тонн ячменя, 1,1 миллиона тонн пшеницы и 1,3 миллиона тонн кукурузы. В первую очередь это важно для селян, ведь, учитывая разницу цен на зерно в стране и на мировом рынке, каждая из нереализованных на экспорт тонн будет сокращать их доходы на сотни гривен.
Клименко настаивает на том, чтобы в сeредине марта вернуться к рассмотрению вопроса о возможной отмене квот на экспорт продовольственной пшеницы, но после того как будут осмотрены посевы озимых на урожай 2007 года.
Пока же УЗА ищет партнеров, чтобы, сотрудничая с ними, создать условия для повышения эффективности работы всех звеньев зернового рынка и обеспечить рост конкурентоспособности зерновой отрасли. Украинская зерновая ассоциация и Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины подписали меморандум о сотрудничестве в сфере зернового рынка. Документ предусматривает, что стороны объединят свои усилия для «повышения экспортной способности украинского зерна, в том числе путем стимулирования производства зерна необходимого качества и устранения барьеров во внешнеторговых операциях».
Клименко напоминает, что квотирование экспорта зерна повлекло ряд негативных последствий: зерновой сектор Украины теряет свою инвестиционную привлекательность (при этом именно экспортеры зерна являются наибольшими инвесторами в АПК Украины), экспортеры теряют доверие мировых рынков, создается негативный имидж Украины. Президент УЗА подчеркивает, что поставленные цели квотирования не достигнуты — цены на хлеб как росли, так и будут расти, а Аграрный фонд и Госрезерв надлежащих запасов зерна так и не сформировали. «Стратегия регулирования рынка зерна в Украине нуждается в корректировании», — неоднократно повторяет специалист.