Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Водные процедуры»

Члены правительства придумали, как уберечь автодороги от разрушения
13 августа, 2013 - 12:51
КАК ОТМЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ, В ЕВРОПЕ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПЕРЕВОЗЯТ ДО 15% ВСЕХ ГРУЗОВ. НА ДОЛЮ ЖЕ ДНЕПРА ПРИХОДИТСЯ МЕНЕЕ 1% ГРУЗОПОТОКА — В ПРОШЛОМ ГОДУ ВСЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ ТРАНСПОРТИРОВАЛИ ИМ ОКОЛО 6 МИЛЛИОНОВ ТОНН / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Возобновление речных грузовых перевозок позволит не только возродить речное судоходство, но и поможет сохранить автомобильные дороги от большего разрушения. На этом акцентировал внимание министр инфраструктуры Украины Владимир Козак во время недавнего заседания рабочей группы по развитию морехозяйственного комплекса Николаевской области. Мол, если грузы будут перевозить более экологичным речным транспортом, то по автомобильным дорогам прекратят ездить перегруженные фуры, а это в свою очередь позволит решить сразу два важных транспортных вопроса, в частности, в этом регионе.

Как отмечают в министерстве, внутренний водный транспорт обеспечивает самую низкую себестоимость грузовых перевозок в пересчете на единицу продукции, и при этом менее всего влияет на окружающую среду. Показатель энергоэффективности внутреннего водного транспорта в десять раз превышает автомобильные перевозки и в пять раз — железнодорожные. По расчетам Европейской комиссии, использовав пять литров условного топлива, с помощью речного транспорта можно перевезти одну тонну груза на 500 км, по железной дороге — на 333 км, автомобильным транспортом — на 100 км. Как отмечают специалисты, в Европе железные дороги перевозят приблизительно 60% всех грузов, а внутренний водный транспорт — до 15%. На долю Днепра приходится менее 1% грузопотоков — в прошлом году все перевозчики транспортировали по нему около 6 миллионов тонн.

Следовательно, разработанная ведомством Государственная программа развития внутреннего водного транспорта до 2021 года должна определить комплекс мероприятий, которые позволят максимально полно раскрыть конкурентные преимущества и потенциал этого вида транспорта, создать условия для надлежащего развития грузовых и пассажирских перевозок по реке и увеличить их объемы.

Пока чиновники не торопятся детально рассказать, как именно собираются этому способствовать. Но сообщалось, что в случае утверждения программы будет упрощено таможенное оформление и контроль транзитных грузов, перемещаемых через речные порты. Также в прошлом году директор Департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимир Севрюков сообщал, что ведомство прорабатывает вопрос освобождения некоторых участков реки от обязательного лоцманского проведения (где это не повлияет негативно на безопасность судоходства), что позволит судовладельцам сэкономить средства.

Речные перевозчики годами жалуются на то, что перевозить грузы по реке в Украине дороже, чем по железной дороге, которая заставляет их работать ниже себестоимости. Мол, тарифы на транспортировку грузов по железной дороге формируются по экономически необоснованному принципу и не выгодны самой «Укрзализныце», которая определенные виды груза возит себе в убыток. А государство недополучает платежи в государственный бюджет, тратя при этом большие средства на ремонт подвижного состава, путей и дорог.

Правда, удовлетворить весь спрос «Укрзализныця» не может. Например, как отмечает руководитель службы бизнес-проектов ИА «АПК-Информ» Родион Рыбчинский, на долю железнодорожного транспорта приходится около 61% от общего объема грузоперевозок зерна. Развитию этого вида перевозок мешает низкая пропускная способность подъездных путей к портам и дефицит вагонов-зерновозов, который в ближайшие пять лет будет только увеличиваться. По прогнозам эксперта, «при ожидаемом до 2021 года росте валового сбора сельхозкультур в Украине до 96 миллионов тонн рентабельный объем их речных перевозок не сможет превысить 7 миллионов тонн». «К тому же, при этом виде транспортировки присутствует та же проблема, что и для железнодорожного транспорта: приблизительно 85% подвижного состава сухогрузов имеет срок эксплуатации более 20 лет, что превышает существующие нормативы», — добавляет он.

В то же время в компании «Укрречфлот» одной из причин низких объемов перевозок зерна речным транспортом называют низкое количество элеваторов на воде. «Большинство из них — линейные, и находятся они в полях. К тому же, многие устарели и не имеют подъездных путей для железнодорожного транспорта», — объяснял порталу «Центр транспортных стратегий» заместитель гендиректора «Укрречфлота» Андрей Писаренко. Он отмечал, что из существующих современных элеваторов семь принадлежит агрохолдингу «Нибулон», один — «Укрречфлоту». Кроме того, группа компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг» запустила элеватор на 94 тысячи тонн в Светловодске. «Безусловно, есть и устаревшие действующие элеваторы, например, в Каховке, однако их тоже недостаточно для эффективной логистики. Мы планируем строительство еще одного элеватора в Запорожском речном порту. В этом году, скорее всего, мы не успеем, но проектная документация на него уже активно обрабатывается. Мощность этого объекта будет составлять 30 тысяч тонн одноразового хранения, как и в Днепропетровске», — добавил Писаренко.

Руководство «Укрречфлота» выступает также за отмену регулирования тарифов в сегментах перевалки грузов на реках, уверяя, что это будет способствовать привлечению большой массы грузов (зерна, угля, металла и тому подобное) на все виды водного транспорта. Сейчас же развитию системы водных перевозок мешают многочисленные пошлины и платы за прохождение мостов и шлюзов. «Если мы стремимся в Европу, то давайте вспомним, что шлюзование на реках Рейн, Майн и Дунай бесплатное для судовладельцев. То есть государство содержит гидротехнические сооружения за свой счет, что делает речной транспорт более выгодным», — напоминал Писаренко.

Между тем, Мининфраструктуры сообщило о подготовленном проекте постановления правительства, которым предусматривается отмена льготного режима для суден под флагом Украины. Планируется, что все судна будут проходить шлюзы в обычном режиме, а стоимость шлюзования увеличится в среднем на 17%. Мол, финансируется эксплуатация шлюзов на 75% из госбюджета, средств не хватает (выделяется не более 12 млн грн в год при потребности около 150 млн грн), и, во избежание угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и тому подобное, придется увеличить доходы за счет шлюзования на 76% — до 10,2 млн грн.

Частные компании готовы помогать государству решать проблемы, которые мешают развитию речных перевозок, но надеются на льготы с его стороны. Так, компания «Нибулон» выразила готовность финансировать работы по углублению дна Днепра. По международным обязательствам, Украина должна поддерживать в реке глубину в 3,65 метра. Но на некоторых участках Днепра эти показатели не выдерживаются. Более того, глубины в судоходной части на Южном Буге достигают максимум 1,8 м. Работы по углублению дна «Нибулон» оценил в 10 млн долларов. В ответ один из крупнейших в Украине экспортеров зерна и масличных культур хочет от государства компенсации. «Один из вариантов — предоставление определенных скидок при оплате портовых сборов с наших грузовых суден», — сообщил заместитель гендиректора «Нибулона» Андрей Васильев.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ