Кто ее будет строить, станет известно через месяц-полтора, когда объявят инвестиционный конкурс. Об этом сообщил председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислав КАСЬКИВ во время презентации результатов технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по строительству 18-километрового участка окружной дороги, которая соединит Столичное и Бориспольское шоссе. Данный участок кольцевой автодороги является частью национального проекта «Воздушный экспресс».
Концессионные дороги построены во многих европейских странах. Например, в Хорватии 90% всех автомагистралей находятся в концессии, в Италии — 85%, во Франции — 75%, в Польше — 6%, в России — 3%. В Украине же, несмотря на принятие в 1999 году «концессионного» закона, ни одной такой дороги так и не появилось. Поэтому строительство дороги между Столичным и Бориспольским шоссе имеет все шансы стать первым проектом, когда транспортную инфраструктуру в Украине будут строить за средства частных инвесторов, а не бюджета.
Основными пользователями дороги будут транзитно-транспортные компании. Поэтому они преимущественно и будут платить за возведение этой дороги. «Украина — страна с высоким индексом транзитности, поэтому несправедливо перекладывать на плечи украинских налогоплательщиков строительство этой дороги и нового моста через Днепр», — рассказывает о модели финансирования проекта руководитель Invest Ukraine Сергей ЕВТУШЕНКО.
Проект рассчитан на 5 лет. Его общая стоимость сократилась вдвое: с миллиарда евро — до 428 миллионов евро. Общая длина дороги составляет 18 км (из которых 0,7 км будет занимать мост, 6 км — эстакада и 11,5 км — дорожное полотно). На основном участке, согласно представленному ТЭО, планируют построить две полосы, на мосту — три полосы в одну сторону. Благодаря этому пропускная способность дороги в 2017 году будет составлять до 20 тысяч авто в день, а в 2050 году достигнет 80 тысяч. Средняя скорость движения будет составлять 110 км в час. Благодаря этому водители смогут экономить как минимум 20 минут времени (каждый) и топливо, которое не будет тратиться при сжигании в заторах. Экономия бензина, по оценкам разработчиков ТЭО, в пересчете на гривны в 2017 году составит приблизительно 20 миллионов евро в год, а в 2050-м — 100 миллионов. Ожидается, что стоимость проезда для легковых авто будет составлять около 6 гривен, для грузовиков (в зависимости от габаритов) — 17—37 гривен.
Первая концессионная дорога в Украине призвана решить несколько проблем. Во-первых, рассказывает руководитель Главного управления транспорта и связи Киевской госадминистрации Евгений ВОДОВОЗОВ, уменьшится нагрузка на автодороги, и столичный трафик разгрузится, особенно в центре и на левом берегу Днепра. Во-вторых, продолжает он, улучшится экологическая ситуация в городе. Ведь, по его словам, ежегодно около 170 тысяч тонн вредных выбросов, попадающих в атмосферу в столице, — это именно газы автомобилей. В-третьих, снизится аварийность на столичных шоссе, потому что дорога будет строиться по современным стандартам безопасности движения. Но что самое важное, говорит столичный чиновник, новая концессионная дорога решит вопрос задержек транзитных перевозок, потому что Киев — это именно то место, где перевалка грузов имеет не только местное, но и межгосударственное значение.
Как объяснил Владислав Каськив, сегодня многие грузы транспортируются на Кавказ, в Россию, в Западную Европу транзитом именно через Киев. Впрочем, из-за не самого лучшего состояния перевалочной кольцевой дороги и часовых ограничений для движения в столице, транзитно-транспортные компании вынуждены терять средства и время при транзите грузов. «Успешная реализация этого участка дороги сэкономит время, а значит — и средства, потраченные на перевозку грузов, а главное — разгрузит транспортные магистрали столицы», — объяснил Каськив.