Уровень рентабельности деятельности предприятий сельского, лесного и рыбного хозяйства по итогам 2020 года составил 13,5% и стал самым высоким среди всех видов экономической деятельности в Украине. Согласно недавно обнародованным данным Государственной службы статистики Украины относительно итогов деятельности предприятий по видам экономической деятельности за 2020 год, в целом рентабельность бизнеса в Украине в 2020 году составила 1,1%.
Самый высокий после сельского хозяйства уровень – в сфере финансовой и страховой деятельности – 12,6%, сфере здравоохранения и предоставления социальной помощи – 12,2%, а также в сфере информации и телекоммуникаций – 6,4%.
Половина видов экономической деятельности были убыточными, в том числе промышленность (1,1%) и строительство (1,0%). Самый низкий уровень у предприятий сферы операций с недвижимым имуществом (16,3%), временного размещения и организации питания (12,5%), искусства, спорта, развлечений и отдыха (11,9%).
Вместе с тем, результат операционной деятельности предприятий большинства видов экономической деятельности, кроме упомянутых сфер операций с недвижимым имуществом (5,4%), временного размещения и организации питания (8,9%), искусства, спорта, развлечений и отдыха (9,6 %), был положительным – уровень рентабельности составил 6,5%. Наивысшим этот показатель также был в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 18,4%.
В 2019 году, говорит директор Национального научного центра «Институт аграрной экономики» академик НААН Юрий Лупенко, комментируя данные Государственной службы статистики, рентабельными были все виды экономической деятельности. При этом сельское хозяйство (по ОКВЭД) занимало третье место по уровню рентабельности – 15,6% против 7,7% в целом по экономике. Таким образом, в условиях общего спада экономики в 2020 году предприятия сельского хозяйства обеспечили лучшие показатели эффективности экономической деятельности, подытожил Лупенко.
Несмотря на то, что бизнес на земле в Украине и получил «майку лидера» по рентабельности, отечественные аграрии в глобальном измерении еще существенно отстают от своих коллег в соседней Польше, Германии или США. К примеру, украинские аграрии в среднем собирают в 2 раза меньше пшеницы с 1 гектара, чем фермеры во Франции и Германии.
По словам профессора Киево-Могилянской бизнес-школы Евгения Пенцака, задача номер один в агробизнесе – повышение операционной эффективности, освоение новых технологий по выращиванию аграрной продукции, а также использование новых финансовых инструментов для достижения высоких финансовых показателей.
«Несмотря на весь оптимизм относительно украинского аграрного сектора и возможности, которые открывает Соглашение об ассоциации с ЕС, нам нужно не забывать, что на новых для нас международных рынках уже работают сильные конкуренты. Бразилия, Аргентина, Мексика, страны Африки, Китай также развиваются быстрыми темпами, используя новейшие аграрные технологии. Эффективное управление – вот что позволит украинским аграриям быть успешными. Все же сельское хозяйство является периферийной сферой мировой экономики, ее «сырьевой» составляющей, такой как добыча угля, нефти, газа, химическая промышленность, металлургия и др. Развитый западный мир построен на экономике создания добавленной стоимости и оставляет для себя «чистую интеллектуальную деятельность» – финансовые инновации, фондовые рынки, телекоммуникации и высокие технологии. Именно поэтому успешные украинские холдинги (МХП, «Кернел») находят возможности для расширения бизнеса в построении вертикально интегрированных структур - таких компаний, где не только выращивают с / х сырье, но и получают добавленную стоимость за счет ее переработки и развития собственных брендов. Интересно, что большинство активов Петра Порошенко можно считать классическим вертикально интегрированным агрохолдингом, в который входят агрокомпания «Укрпроминвест Агро», логистическая компания, масло-молочный и крахмало-паточный заводы, поставляющие сырье на кондитерские фабрики «Рошен»», - комментирует Пенцак.
Основным стимулом развития сельского хозяйства, как и любой другой отрасли, должны быть значительные инвестиции. Украинские компании сейчас как никогда нуждаются в финансовых ресурсах для развития и пытаются угадать, чего конкретно ждут иностранные инвесторы – прекращения войны или, например, упрощения условий ведения бизнеса и снижения налогов.
На самом деле для крупных западных инвесторов Украины все еще остается terra incognita. Они делают выводы со слов своих друзей, средств массовой информации, банкиров, работающих с украинскими компаниями, из отчетов аналитиков, следящих за деятельностью украинских агрохолдингов, которые уже есть в листинге западных бирж. К сожалению, сегодня эта информация больше вредит нашей аграрной сфере, чем способствует. Повышение эффективности – это не просто тренд, а условие выживания украинских аграриев. А рост рентабельности можно считать первым шагом в эту сторону.