Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вопреки пропаганде в пользу ОСМД...

Власти тормозят решения в их поддержку, говорят активисты. «День» разобрался в аргументах обеих сторон
13 февраля, 2015 - 13:40

Процесс наведения какого-то порядка в жилищном хозяйстве Украины представляется не то что системным, а практически хаотичным, поскольку шаги вперед чередуются в нем с отступлениями, как говорят военные, по всему фронту. Так, вчера Верховная Рада приняла в целом Закон «О внесении изменений в ст.186-1 Земельного кодекса Украины об упрощении процедуры согласования проекта землеустройства». Этот документ более чем ценен для всех, кто пытался получить в собственность или пользование земельный участок. Ведь чаще всего чиновники готовы ответить на такую попытку отказом, причем совершенно не мотивированным. Новый закон дополняет названную статью Земельного кодекса нормой, которая обязывает в случае отказа в согласовании проекта землеустройства обязательно указывать исчерпывающий перечень недостатков этого проекта и предоставлять разумный срок для их устранения. По просьбе разработчика проекта этот срок может быть продлен. Отказать в согласовании проекта землеустройства можно лишь в том случае, если не были устранены недочеты, на которые было указано в предыдущем выводе. По другим причинам отказывать нельзя. Но и повторный отказ не лишает разработчика проекта землеустройства права устранить недостатки и снова подать проект на согласование.

Этот продуманный и работающий в пользу огромного количества граждан и предприятий документ с одобрением встречен, в частности, членами объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД), которые, как ни банально звучит это выражение, словно рыба об лед, бьются за то, чтобы получить в собственность или хотя бы в пользование или аренду придомовые территории. Достаточно сказать, что в столице насчитывается лишь 27 ОСМД, которым еще в период, когда киевским градоначальником был Александр Омельченко, удалось заполучить землю в собственность...

Зато жилищная общественность с недоумением восприняла вторничный парламентский эпизод, в результате которого были отклонены изменения (с предложениями Президента) в закон об ОСМД относительно недопущения нарушения прав собственников квартир и нежилых помещений. Интересно, что глава Верховной Рады Владимир Гройсман не поставил соответствующий законопроект, как обычно, на голосование, то есть не задал народным депутатам вопросы: кто «за», а кто «против», а сразу же предложил оценку «против» и получил поддержку — 164 голоса. Судьбу законопроекта по сути решила треть депутатов. А если бы спикер пошел по обычной процедуре, то не исключено, что документ был бы принят...

Роль спикера или модератора на любом нашем собрании трудно переоценить. Вчера это утверждение могло подтвердиться на конференции-диспуте, где планировалось поговорить о том, что тормозит ОСМД и ЖСК на пути к энергоэффективности. Но председателю ОСМД «Первый дом» Михаилу Кальтагейсеру, взявшему на себя роль модератора этого собрания, с большим трудом удалось направить дискуссию в русло повестки дня. И даже после этого она то и дело сбивалась с проложенного им курса и возвращалась к тому главному, что волнует активистов ОСМД — к вопросу выживания этих общественных объединений.

Собственно, повод для «непослушания» дали сами организаторы мероприятия (оно проходило под патронатом Минрегионстроя). Поскольку Киевская городская государственная администрация проигнорировала приглашение к участию в конференции-диспуте, то первым на нем взял слово заместитель директора департамента систем жизнеобеспечения и жилищной политики названного министерства Виктор Татаренко. Он начал рассказывать о подзаконных актах, разрабатываемых к прошедшему первое чтение в парламенте законопроекту об особенностях права собственности в многоквартирных домах (по его словам, по некоторым статьям он спорный). В их числе чиновник назвал разработанный Минрегионстроем и вступающий в действие с 1 октября этого года национальный стандарт — «Инструкция по выполнению термомодернизации жилых домов».

В случае привлечения государственных средств или банковских кредитов этот документ, в котором все, по словам Татаренко, расписано, становится обязательным. Правда, документ настолько громоздкий, что даже не помещается на сайте Минрегионстроя, и пока его можно показать только в одном экземпляре. Но заместитель директора департамента все же пообещал, что будет стараться обнародовать его на других близких по тематике сайтах, равно как и другие документы, созданные «под этот национальный стандарт». Тем не менее, увидев живого чиновника Минрегионстроя, представители ОСМД проявили интерес совсем к другим вопросам.

Так, некто Турчинов из Днепропетровска поднял вопрос о передаче жилых домов с баланса ЖЭКов на баланс ОСМД. «Кто должен отдать и кто должен взять этот баланс?» — спросил он. Татаренко, ссылаясь на не принятый еще закон о праве собственности, ответил, что слова «баланс» там уже нет. «Там описана процедура перехода, — уточнил чиновник и добавил, что этот вопрос есть, но он только бухгалтерский и сейчас мы отрабатываем чисто бухгалтерские вопросы — что такое внебалансовый счет, что такое документы, относящиеся к бухгалтерии. Мы не забыли об этом вопросе, но слова «баланс» в новом законодательстве нет. Мало того, там поставлены жесткие условия: если дом не передан знаменитым постановлением 51525 на баланс так, как это должно быть, то он автоматически переходит на баланс собственника многоквартирного дома». Так есть этот «баланс» или нет? Проблему общими усилиями признали нерешенной, поскольку дискуссия оказалась, по словам модератора, «очень широкой». «Три возможные формы управления домами, включая ОСМД, еще не утверждены, — продолжал Татаренко, — отвечая на следующий вопрос о государственном реестре управляющих домами, — потому что идет очень широкая дискуссия».

Начальник отдела в Департаменте налогообложения физических лиц Государственной фискальной службы Виктория Попова взялась разъяснять представителям ОСМД о порядке взимания с них налога на землю. И тут возникло полнейшее взаимное непонимание. Функционеры ОСМД возмущались тем, что ни о какой земле ОСМД сегодня не могут и мечтать, а от них требуют платить за нее налог. Одна из участников дискуссии даже сообщила, что его повысили, согласно подсчетам ее коллег, в 50 раз. Попова удивлялась: «Но вы же пользуетесь землей — платите». В ответ ей кто-то из зала отметил: «Мы и рекой летом пользуемся, но не платим, и воздухом — круглый год»... Участники дискуссии с трудом растолковали налоговику, что на землю под домами и на придомовую территорию они, как, ни стараются, не могут получить никаких документов. А одна из возмущенных председателей ОСМД даже заметила, что у нее складывается впечатление, что это делается, особенно в центре, намеренно, чтобы снести все сегодняшние дома, а на их месте построить неизвестно что и за счет этого обогащаться...

Усилиями модератора, который всячески пресекал дискуссию на подобные остросюжетные темы, наконец-то дошли и до энергоэффективности и утепления домов. Соответствующий доклад героически (из глубины зала ей помогала, или мешала, проголодавшаяся новорожденная дочь) сделала координатор гражданской сети «Опора» Татьяна Бойко. Она пыталась рассказать о поддержке (финансовой) ОСМД во внедрении энергоэффективных мер. Но оказалось, что у семи ОСМД, которым удалось взять банковские кредиты на утепление домов, в связи с нынешней финансовой ситуацией далеко не идеальные механизмы возврата. По ее словам, сейчас готовится постановление правительства, согласно которому ОСМД смогут получать некредитную и безпроцентную («на шару») поддержку местных властей.

Но это постановление уже третий раз возвращают на доработку. Сейчас оно в очередной раз находится на согласовании в Минюсте. Бойко все же надеется, что в пятницу, в эту или следующую, оно будет вынесено на правительственный комитет. Правда, ее не удовлетворяет, что власти берутся компенсировать затраты на возврат кредитов на тепломодернизацию домов только в части оборудования и материалов, а работы и услуги в расчет приниматься не будут.

Далеко не все складывается и со средствами, имеющимися у государства для этих целей. Так, Госкомитет по энергоэффективности пока что «насобирал» для этих целей лишь 96 миллионов гривен. Да и требования у него чересчур строгие (даже избегавший любой критики модератор отметил, что абсурдно требовать снижения потребления энергоресурсв на 60%). Но общественная активистка преисполнена оптимизма. Свои надежды она возлагает на спонсоров и доноров из-за границы, а также на создание специального фонда. К тому же ее вдохновляет пример Луцка, власти которого ухитряются компенсировать ОСМД 100% затрат при повышении энергоэффективности жилых домов.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ