Еще в начале своего премьерства Юлия Тимошенко во всеуслышанье заявила о своей нелюбви к налогу на добавочную стоимость. Однако это ее чувство осталось, по-видимому, платоническим. Хотя проблем с НДС выше крыши. С одной стороны, налог критикуют налогоплательщики, в основном экспортеры, обвиняющие государство в хронической задолженности по его возврату (за шесть месяцев остатки невозмещенных сумм достигли 7 млрд. грн., из которых просроченные суммы — более 3 млрд. грн., — говорится в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры). Но одновременно можно услышать и заявления налоговых служб о количестве махинаций с НДС и псевдоэкспорте. Тем не менее наиболее криминализированный и даже разрушительный, по словам первого вице-премьера Анатолия Кинаха, украинский налог живет и здравствует. Что же мешает его отмене? Кинах говорит, что считает ее отмену в ближайшие два года нереальной. Что думают об этом эксперты «Дня»?
Александр ПАСХАВЕР , советник Президента Украины:
— НДС — это общепринятый налог, который работает во многих странах мира. Почему же Украина должна его отменять? Я не вижу в этом необходимости. Другой вопрос, как его нужно правильно администрировать, и как это администрирование улучшать. Разговоры многих политиков о криминализированности НДС приводят к естественному выводу: если уж у нас страна криминализированная, то и налоги в ней криминальные. А мы же хотим быть европейской страной, где такой налог нормально работает. Значит, наше налогообложение должно хотя бы по структуре соответствовать общеевропейскому. Давайте лучше ставить вопрос о том, что надо снизить ставки НДС. Ведь чем меньше ставки НДС, тем меньше желание его криминализировать. Вопрос ставок вообще не связан ни с самим налогом и даже с системой налогообложения. Это вопрос общей политики. Ответ на него можно найти, только решив какие пенсии и социальные платежи государство собирается выплачивать людям. Нормально ли, скажем, то, что в доходах средней украинской семьи социальные выплаты превышают количество трудовых заработков? Только найдя ответы на эти вопросы, вопросы общей экономической политики, можно говорить о ставках разных налогов, в том числе и НДС.
Ксения ЛЯПИНА , народный депутат:
— Я критически отношусь к НДС, однако я вижу, что это единственный налог, который реально и не раз в полгода, а каждую декаду пополняет бюджет. А иметь налог, который регулярно и равномерно подпитывает бюджет, очень важно, поскольку, как все понимают, пенсии нужно выплачивать раз в месяц, а зарплаты бюджетникам два раза. Безусловно, с учетом того, как это все прописано в законе, сегодня есть определенная доля, скажем, не криминализации, а коррупциоемкости. Постоянно принимаются решения типа этому отдам, этому не отдам. Плюс, различные махинации с НДС, как и со всеми налогами. Просто, чем выше налог, тем больше ставки в игре, тем изощреннее махинации. Разумной альтернативы НДС я пока не вижу. Налог с продаж тоже мог бы стать постоянным источником налогов для бюджета, поскольку это налог с потребления, а потребление происходит постоянно. Хуже или лучше этот налог, чем НДС, это сложный вопрос, требующий профессионального исследования и уж точно не политиками. Наша система налогообложения и так излишне политизирована. У налога с продаж тоже много плюсов и минусов, проблем с администрированим. Вполне возможно, через четыре года мы бы тоже говорили о том, что это самый криминальный налог, дающий широкое поле для деятельности различных махинаторов.
Николай КОМПАНЕЦ , президент Украинской зерновой ассоциации:
Чтоб отменить НДС, государству нужно разработать определенную процедуру, подготовить соответствующий закон. Мы находимся в окружении государств, где бизнес платит НДС, но мы не в состоянии понять, как все это у них происходит. Поэтому спорно утверждение, что отменять НДС необходимо. Что такое НДС? Это же не прибыль. Я, покупая зерно, плачу НДС, и когда я его экспортирую, я должен получить его обратно. Никаких проверок по закону быть просто не должно. Новые правила, проверки прохождения товара — исключительно фантазия нашего руководства, в законе это не предусмотрено. Если НДС возвращать, от этого выиграет и трейдер-экспортер и непосредственный производитель продукции. Если его не возвращать, проблемы начинаются у всех. Поэтому необходимо четко уяснить, что НДС — это не бюджетные деньги, это деньги, которые платятся всеми звеньями производственной цепи. Производитель вынужден платить НДС, покупая семена, минеральные удобрения, средства защиты, технику и топливо, а если НДС не возвращают, ему приходится еще и оплачивать убытки экспортеров, которые снижают закупочную стоимость. Вот главный поставщик НДС, а не бюджетные средства, как ошибочно принято считать.
Я уверен, если НДС будут вовремя и полностью возвращать, его можно и нужно оставить. А ежели ситуация будет развиваться, как и сейчас, тогда его лучше отменить, чтоб убрать этот антагонизм. Зачем народу лишнее напряжение, лишнее противостояние между руководством государства и бизнесом. На этом строится столько неприязни, недовольства, что вызывает кризис в государстве. Когда человек влезает в НДС, он вправе рассчитывать на его возврат. Когда этого не происходит, он просто рискует обанкротиться. Крупные операторы выдерживают, а вот малому и среднему бизнесу становится плохо. Разумной альтернативой могло бы стать увеличение налога на прибыль или введение налога на оборот.
Сергей СРИБНЫЙ , заместитель председателя правления страховой компании «Скайд-Вест»:
— Государству нужны деньги в бюджет. Оно изыскивает любые пути, чтобы их туда привлечь. Если сейчас разом отменить НДС, я считаю, очень хороший источник доходов просто пропадет. Никто на этот шаг не решится. Я думаю, сейчас государство ищет дополнительные источники финансирования, чтобы потянуть те социальные программы, которые оно на себя взвалило. Отменить НДС — отказаться от всего этого. А это автоматически поставит правительство в неловкое положение и заставит его расписаться в собственном непрофессионализме и неумении держать слово. На их месте я бы начал рассматривать саму идеологию взимания и возмещения НДС, но не его отмену — за этот налог многие будут держаться до последнего. Введение альтернативного налога с оборота — тоже вопрос спорный. Если сделать его совсем небольшим, государство практически ничего не выиграет и свои убытки возместить не сможет. Сделать его большим — ударить бизнес. Тут тоже необходимо все тщательно анализировать и взвешивать. Иначе может получиться ситуация, что, вняв воплям бизнеса о пагубном влиянии невозмещенного НДС и отменив его, правительство сделает еще хуже.
Игорь БУРАКОВСКИЙ , директор Института экономических исследований и политических консультаций:
— Я считаю, что отмена НДС — самая большая ошибка, которую может сделать государство. Потому что это нейтральный налог к экономическим пропорциям, поэтому его стоит только модернизировать и улучшать, но уж никак не убирать из налогового поля. Любая другая замена приведет к нехорошим последствиям для всей экономики государства. Да и нет реальной ему альтернативы — налог о продажах тоже вызывает множество споров и кривотолков. Сам по себе НДС не является ни криминальным, ни демократическим. Система украинского государства делает его таким. Например, закон всемирного тяготения тоже является отрицательным, поскольку мы, спотыкаясь, падаем. Но никто же не говорит о том, что этот закон нужно отменить. Точно также и с НДС.