До выборов правительство клятвенно обещало не поднимать цены на газ для населения. Теперь же, когда электоральные симпатии уже не имеют такого значения, ситуация изменилась: Национальная комиссия по регулированию энергетики приняла решение о повышении на 25% с начала мая тарифов на электроэнергию и газ для населения. Правительство в этой ситуации в двойственном положении: с одной стороны, оно, в первую очередь, обязано руководствоваться требованиями экономики, которые нашли свое отражение в постановлении НКРЭ, но с другой — оно не может так быстро забыть о своих предвыборных обещаниях. Решение по этому вопросу, хотя правительство и заявляет, что его принимает не оно, а НКРЭ, может быть принято на этой неделе. Бесспорно, это может оказать большое влияние на то, какими темпами будут развиваться инфляционные процессы. Причем, возможно, и не самое плохое. Ведь при этом население выступит как бы инвестором промышленности, для которой тарифы пока не поднимаются, и таким образом может быть сдержан рост цен на товары... Удастся ли правительству справиться с инфляцией? Этот вопрос «День» задал своим экспертам.
Александр НАРБУТ , заместитель председателя союза налогоплательщиков Украины:
— Мой ответ на этот вопрос отрицательный. У правительства нет ни четких ориентиров и сроков своей работы, ни устойчивой валютной политики, ни возможности для дополнительных товарных интервенций. Что такое вообще инфляция? Это соотношение на рынке денежных предложений с товарными. Соответственно, если увеличить товарное предложение, можно уменьшить инфляционные ожидания. Скажем, введение в оборот земли как товаров, открытие неких таможенных барьеров для того, чтобы увеличить товарное предложение на рынке. Ничего подобного в действиях правительства нет, поэтому любое системное изменение цен на энергоносители будет отражаться на всей цепочке, и, соответственно, на потребительских ценах и продукции промышленного значения.
Только темой для разговоров останется энергосбережение, если не будет системного подхода к корректировке внутренних цен на энергоносители и постепенное приведение их в соответствие с мировыми тенденциями. Повышать цены нужно. Другое дело, что это должны быть взвешенные конституционные мероприятия, поскольку недавно мы слышали как заявления министра финансов Виктора Пинзеника о том, что идет недопоступление средств в госбюджет, так и встречные заявления о том, что налогоплательщикам не компенсируется НДС. Здесь есть элемент взаимосвязанности действий: если правительство не возмещает НДС, предприятия ищут другие способы восстановить оборотные средства.
Ярослав ЖАЛИЛО , начальник отдела экономических и социальных стратегий Национального института стратегических исследований:
— Мне кажется, что правительство не справилось бы с инфляцией, даже если бы цены на энергоносители для населения остались прежними. Если мы говорим о прогнозе на весь год, то тут есть определенные проблемы, потому что уровень инфляции будет очень сильно зависеть от того, как себя поведет новое правительство. А поскольку мы пока не знаем, что это будет за правительство, трудно спрогнозировать с более-менее высокой степенью вероятности, как оно себя будет вести. Мне представляется, что удержать инфляцию на запланированных показателях очень сложно. Я бы сказал, что повышение цен на газ для населения и бюджетных организаций, это, скорее, не фактор, а признак того, что в общем-то ситуация с ростом издержек выходит за рамки прогнозированной осенью прошлого года. Мне кажется, что это повышение только первое в ряду подобных. В общем-то, это было даже заложено в решении НКРЭ довести цены на энергоносители до экономически обоснованного уровня.
Можно, конечно, предположить, что новое правительство отменит это повышение. Но я не вижу для этого экономической возможности. Если отменить это решение, это будет означать, что возникнет новый провал в уровне оплаты за потребленную энергию. А этот провал кто-то должен заполнять. В бюджете на сегодняшний день такие средства не предусмотрены. Но, я надеюсь, правительство не пойдет на отмену постановления НКРЭ: необходимость принимать популистские решения и добиваться симпатии избирателей отпала на несколько лет, а значит, любое правительство, кто бы ни вошел в его состав, будет принимать взвешенные решения, обоснованные экономической необходимостью.
Валерий ЛИТВИЦКИЙ , руководитель группы советников главы Нацбанка:
— Энергоносители для населения занимают в потребительской корзине немного места и какого-то чрезвычайного влияния они не окажут. Я думаю, что правительству удастся справиться с инфляцией. Правда, есть тарифы и на другие услуги, которые в прошлом году росли в два раза быстрее, чем в позапрошлом. Я до сих пор придерживаюсь мнения, что если бы в последнем квартале прошлого года удалось удержать рост тарифов на услуги, то инфляция была бы в диапазоне однозначного числа. Если правительство захочет управлять ценами естественных монополий, в данном случае на энергию и газ, то хорошо было бы принять закон, который определял верхнюю границу роста тарифов на услуги. Но изменение цен на газ это далеко не главный инфляционный фактор. Более серьезны другие вещи. Если вы хотите удержать инфляцию, ее должен съедать экономический рост. Кроме того, недавно появилась угроза дефицита бюджета. Если дефицит будет такой, как записано в бюджете, угрозы инфляции не будет. Если же он начнет расти, как в этом году уже с марта, то, мне это очень не нравится, может стать вторым главным фактором. Очень тревожит традиционный дисбаланс на самых чувствительных наших товарных рынках, где предложение может отставать от спроса, — это рынок нефтепродуктов, сахара, который совсем недавно успокоился, мясопродуктов, занимающих 10% в потребительской корзине, овощей и фруктов. Сезонная инфляция в феврале была выше обычной. Надо принимать превентивные меры в отношении этих товарных шоков. А вот газ и энергия, повторяю, не повлияют на потребительскую корзинку самостоятельно, поскольку их доля там невелика. Но есть так называемая вторичная инфляция, когда новые цены на газ перейдут на себестоимость смежных производителей. А это значит, что товарное предложение производств, потребляющих много энергии, сократится. Значит, сейчас нужно оживлять эти сегменты рынков. Риски для инфляции я вижу там. Кроме того, я бы не трогал тарифы на железнодорожные перевозки, которые в том году тоже увеличили инфляцию. И, самое главное: если стремление иметь низкую инфляцию будет приоритетным, то для этого вполне достаточно только политической воли. Правительству не следует объяснять, как трудно сдержать инфляцию, нужно лишь «нажать на педаль» экономического роста...
Алексей ПЛОТНИКОВ , профессор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
— Газ и электроэнергия это не обязательно главный инфляционный компонент. Да, это фактор, который усугубляет ситуацию с инфляцией, но помимо цен на электроэнергию есть и другие составляющие инфляционного процесса, и сложно сказать, что может правительство сделать с инфляцией, исходя исключительно из цен на электроэнергию для граждан. Если проводить общие антиинфляционные меры, ее можно будет как-то придавить, хотя повышение цен на энергоносители — несомненный инфляционный фактор.
Обсуждать сейчас меры, которые правительство могло бы предпринять, для преодоления инфляции нецелесообразно. Действующее правительство вряд ли способно сейчас этим заниматься. Нужно уже новое правительство, которое будет оценивать ситуацию комплексно, включая, скажем, и курсовую политику, и политику регулирования золотовалютных резервов и внешнеэкономической деятельности. Но пока что неизвестно, кто туда войдет, а значит, какие будут предпринятые меры. Вполне возможно, что новое правительство отменит постановление НКРЭ.
Юрий ПОЛУНЕЕВ , президент Международного института менеджмента:
— Во-первых, контроль за инфляцией — дело Национального банка, который имеет целый набор инструментов монетарной политики. Ими он должен регулировать денежную массу. Очевидно, что у нас вопрос контроля над возможной инфляцией, как результатом повышения цен, регулируют еще и усилия правительства. Они, на мой взгляд, должны концентрироваться в сфере оживления производства и бизнеса, создании благоприятных условий для его развития, чтобы товарная масса не отставала от цен. Со стороны Нацбанка должны быть усилия по стерилизации возможных инфляционных давлений денежной массы.
Сможет ли правительство? Тут надо говорить о новом коалиционном правительстве, а не о действующем, которое в нынешнем формате просуществует еще несколько месяцев, но ничего уже решать не будет. Кроме того, надо думать о стратегии работы нового правительства. Если она будет ориентирована на создание либерально-рыночной модели экономики, с инфляцией будет легче справиться.