Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

Верите ли вы в миф об отчужденности между востоком и западом Украины?
5 декабря, 2005 - 19:47

Свой первый День Свободы, окрашенной преимущественно в оранжевые тона, Украина отпраздновала. Но появились ли у нашего народа за время существования новой власти также и другие достижения? Удалось ли, в частности, преодолеть определенную отчужденность между регионами, появившуюся во время предыдущих выборов? Спрашивая об этом участников съезда шахтерского профсоюза, а также наших экспертов, «День» услышал ответы, относящиеся большей частью к социально-экономической сфере и не вписывающиеся в разряд достижений.

Владимир ШТУЛЬМАН, председатель профкома НПГУ шахты «Постниковская»:

— Я считаю, раскол есть. Никто ничего за год не ликвидировал. А чтобы преодолеть его, простым людям из разных регионов (рабочим, молодежи) нужно больше общаться. Чем больше народ будет общаться, тем больше люди будут понимать друг друга. Тогда ни о каких расколах нации не будет идти речь. Ведь проблема в основном заключается в том, что восточные украинцы далеки от проблем западных.

Маркиян ДАЦИШИН, директор Аналитического центра «Институт реформ»:

— А был ли вообще раскол между западом и востоком Украины? Я в этом не уверен. Ничего подобного не заметили и наблюдатели, приезжавшие с востока страны в Ивано-Франковск или из Львова в Луганск. Проблему смоделировали и постарались из нее сделать «топ». На уровне отдельно взятых людей, на мой взгляд, проблемы не существует. С другой стороны, надо признать, что не заметно было на протяжении последнего полугодия целенаправленной государственной политики, ратующей за консолидацию народа.

Конечно, не все в проблеме надуманно политиками. Есть определенные отличия в ментальности. Но их уровень нельзя назвать расколом. Ментальные отличия появились в силу исторических обстоятельств. А в прошлом году с помощью определенных технологий их нагрели почти до точки кипения. Не исключено, что есть что-то на бытовом уровне. Но откровенного раскола не было ни во время первого тура, ни во время второго тура президентских выборов. Ни во время самой революции. Есть, конечно, экстремалы, маргиналы, которые абсолютно искренне верят в уникальность своего региона, но это вовсе не повсеместное явление.

Михаил ВОЛЫНЕЦ, народный депутат:

— О чем вообще речь? Вы никогда не услышите, что есть какие- то разногласия между шахтерами запада и востока страны. Мы говорим по-русски и по-украински. Никаких претензий. Самое главное — наша солидарность, видение наших целей и путей их достижения.

Александр ГОРБЕНКО, Председатель профкома НПГУ шахты «Белозерская» («Добропольеуголь»):

— Чтобы ликвидировать проблему восток—запад, надо больше дел показывать. Потому что, на мой взгляд, со стороны Ющенко еще не было никаких подвижек в сторону востока. У нас в Доброполье в прошлом году 95% шахтеров однозначно не поддержали Ющенко. И пока народ улучшений не ощущает. То, что нам обещали по угольной промышленности, не выполнили.

Алексей ГОЛОБУЦКИЙ, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций:

— Наше государство как объединяли, так и объединяют не столько общие национальные идеи, сколько бедность, проблемы занятости, образования, медицины. Была PR-технология, которая использовалась и еще некоторое время будет использоваться для манипуляций общественным сознанием. Это искусственное противопоставление Восточной и Западной Украины: мол, на западе страны живут патриоты, а на востоке нет. Вряд ли от этого кто-то выиграет. За год ничего особенно не изменилось. Но все же люди чуть-чуть стали ближе друг к другу. Они стали больше друг друга понимать. А PR-ход будет жить до тех пор, пока он будет хоть кому-то удобен. Есть вещи, которые естественны, с одной стороны, а с другой — как говорится, на голову не налезают. Во многих обществах, в цивилизованных странах просто обходят проблемы, которые могут разъединить нацию. Допустим, гражданская война в Америке. Янки в ней победили, но при этом страной уже долгое время правят представители южных штатов. Те же Буши. А народ войну воспринимает лишь как часть истории, и не делает из нее камня преткновения. Было бы неплохо, если бы политики Украины взяли себе на заметку такую линию поведения.

Михаил СТАШИНА, проходчик шахты имени «Известий» (госпредприятие «Донбасс-Антрацит»):

— В отношениях между востоком и западом, по-моему, ничего не изменилось. Раскола не было и нет. Были политические разногласия. Я, допустим, был членом избирательной комиссии от штаба Ющенко в Красном Луче Луганской области. Ощущал давление, на шахте меня предателем считали. Потому что в основном народ голосовал за Януковича. Кого-то вывозили в Киев с синими ленточками, выдавали им по сто долларов с барского плеча. Чьи-то голоса покупали. Власть поменялась, а вниманием и теплом горняков так и не обласкала, серьезно нашими проблемами не занялась.

Виктор СКАРШЕВСКИЙ, советник секретаря СНБО:

— Год назад разыгрывалась политическая карта раскола. Причем, не слишком удачно. Потому что страна как была единой страной, так и осталась. Существует не разделение Украины, а разделение взглядов разных политиков.

Владимир СЛИПЕЦКИЙ, проходчик шахты «Днепровская» (холдинговая компания «Павлоградуголь»):

— На самом деле, раскол Украины на запад и восток — это не больше чем политический трюк, базирующийся на взглядах людей. Мнения и пристрастия всегда разнились: коммунисты, социалисты, демократы. Сегодня у нас большинство шахтеров поддерживают Юлю, а вчера — стоит ли вспоминать?.. И это естественный процесс. Ведь все не могут думать одинаково.

Виктор ГРЕК, председатель областного профсоюзного объединения холдинга «Павлоградуголь»:

— Конфликт между востоком и западом в стране под выборы надумали и навязали политики и собственники. Последние, управляя предприятиями, освобождали в прошлом году людей, платили им за эти дни деньги, заказывали поезда… А простому рабочему все равно кто откуда, из какого региона. В коллективе есть все политические настроения: социалисты, коммунисты, нашеукраинцы, трудовики, симпатизирующие «Батьківщині». Побеждают же те партии, которые более раскручены, понятны, доступны. В основном это «Батьківщина» и «Регионы».

Марина БРИКИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ