Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вопрос «не технического» масштаба

На каких направлениях следует ожидать саботажа е-деклараций
7 сентября, 2016 - 11:18
48 НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, В ОСНОВНОМ ЭКС-РЕГИОНАЛЫ, ОБРАТИЛИСЬ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ С ПРОСЬБОЙ ПРИЗНАТЬ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМИ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОРРУПЦИИ», КОТОРЫЕ КАСАЮТСЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Проблемы с внедрением электронного декларирования имели сугубо технический характер. Об этом заявил Президент Украины Петр Порошенко в ходе своего ежегодного обращения к Верховной Раде.

«Проблемы со стартом электронного декларирования имели сугубо технический характер, а моя политическая воля как президента на запуск этой программы неизменна: она была, есть и будет», — подчеркнул Порошенко.

ЭКСПЕРТЫ СОВЕТУЮТ ИСКАТЬ ОТВЕТ В ТРЕХ ПЛОСКОСТЯХ

А вот президент «Международного центра противодействия кибер-преступности» Алексей Комар не согласен с Петром Порошенко относительно определения причины, почему е-декларирование в Украине внедряется «через пень-колоду». По его мнению, ответ следует искать сразу в трех плоскостях: политической, правовой и технической.

По словам Комара, внедрение системы электронного декларирования является потребностью не внешней политики Украины, а прежде всего — внутренней. «Запрос на прозрачность доходов в украинском обществе назрел давно. И апеллировать к е-декларированию только как к инструменту получения очередного транша от МВФ или безвизового режима от ЕС, я считаю, совершенно неправильно», — подчеркивает эксперт. Но представители украинской власти делают именно так, пытаясь убедить украинское общество, что проблема навязана «сверху» — внешним управлением.

Что же касается правового аспекта функционирования е-декларирования, то эксперт напоминает: в Украине есть Государственное агентство по вопросам электронного управления. И, по словам Комара, все подобные е-декларированию проекты, как, скажем, электронный документооборот и электронное правительство, должны относиться к компетенции этой структуры. «Я почему-то не слышал ни одного комментария от представителей этого органа, почему именно они не стали заказчиками разработки и приобретения данного софта по е-декларированию. Выступает Президент, советники министра внутренних дел, депутаты. Одним словом — люди, которые с технической и нормативно-правовой точки зрения не имеют никакого отношения к этой теме», — возмущается эксперт.

К слову, до сих пор открытым остается вопрос: а кто, собственно, выступил заказчиком ПО для портала е-декларирования: чья подпись стоит под техническим заданием для подрядчика. По словам Комара, никто до сих пор так и не ответил конкретно.

Хотя эксперт говорит, что даже не это является главной проблемой, которую выявил неудачный старт е-декларирования. По словам Комара, несистемность — одна из самых больших бед Украины. «В действительности у нас до сих пор нет единой концепции создания информационно-технической инфраструктуры, на которую можно было бы «посадить» такие проекты, как электронное правительство, электронное декларирование, электронный документооборот. Все наше поступательное движение в этом направлении — это какие-то выборочные проекты для пиара», — говорит эксперт.

Последний аспект — технический — по словам эксперта, является самым тяжелым для комментирования. «Мы не видели ни технического задания, ни реальной стоимости этого проекта», — объясняет Комар. Известно, что разрабатывала программное обеспечение для портала е-декларирования малоизвестная ІТ-компания «Миранда». Наш собеседник Алексей Комар утверждает, что «пробивал» информацию о ней по своим источникам и все, что смог узнать, так это то, что когда-то эта компания принимала участие в тендере на компьютеризацию класса в одной из школ Мукачевского района и проиграла его.

НАПК «ПОДСТАВИЛО» ПРООН

Впрочем, именно эта компания смогла пройти отбор и получить контракт на изготовление программного обеспечения от ПРООН. Ведь именно средства этой международной организации были потрачены на систему е-декларирования, а не государственного бюджета. По факту ПРООН «подарила» Украине программное обеспечение для системы электронных деклараций. Эта же организация писала и утверждала ПО для «Миранды» («День» уже отослал запрос и в компанию «Миранда», и эксперту ПРООН относительно имен конкретных людей, ждем ответа. — Ред.). И руководство компании-подрядчика Юрий Новиков, и эксперт ПРООН Иван Пресняков уверяли СМИ, что на момент передачи НАПК система работала. Но после того, как 23 августа система была передана на сертификацию государству Украина, ее «доработали», аттестовали, запустили и она... «зависла». «Было заседание НАПК несколько дней назад, на котором говорилось, что они забрали все у предыдущего разработчика и передали эту работу новому разработчику — некому научно-исследовательскому центру государственной формы собственности. Этот центр уже должен был доделывать систему и проходить аттестацию на получение комплексной системы защиты информации. Вчера аттестат они получили, а вот относительно доработки продукта мы видим, как он сегодня выглядит», — отметил Иван Пресняков в эфире «5 канала» в день старта е-декларирования.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ГОТОВИТСЯ ОТРАЖАТЬ АТАКИ

Вчера система работала. «Дню» удалось через систему поиска найти 40 деклараций за 2015 год. Хотя представители общественности, которые лоббировали внедрение е-декларирования в Украине, не спешат радоваться. В частности директор «Transparency International Украина» Ярослав Юрчишин в комментарии отметил, что сопротивление старой коррупционной системы, представители которой есть и на Банковой, и в КМУ, и в парламенте, и в судебной ветви власти, никуда не исчезло, и оно может усиливаться. «Именно сопротивление этой части власти и привело к неоднократным срывам и в дальнейшем будет держать систему в подвешенном положении, используя все возможности — технические (потребность постоянного совершенствования программного обеспечения будет решать неоперативно, чем будет дискредитироваться система), политические (изменения к закону с целью выхолащивания идеи открытости системы или уменьшения ответственности за ложь в декларациях), судебные (рассмотрение дела о легитимности е-декларирования КСУ за представление 45 экс-регионалов-депутатов) или управленческие (незакладывание в бюджет достаточно средств для деятельности НАПК и, как следствие, невозможность качественно администрировать систему)», — объясняет эксперт.

Поэтому, по его мнению, очень важна не так публичная позиция Президента (хотя без нее бы точно не было запуска 1 сентября, ведь Госслужба спецсвязи и защиты информации устами своего руководителя Евдоченко заявляла, что для тестирования системы нужны даже не недели, а месяцы), как реальное сопровождение работы системы со стороны первых лиц государства.

«Разумеется, наилучшей демонстрацией этого внимания было бы результативное следствие и наказание тех, кто привел к срыву запуска 15.08. Мы от имени ТI требовали как минимум отстранить руководство Государственной службы специальной связи и защиты информации и Национального агентства по предотвращению коррупции для эффективного расследования, но наше предложение не было услышано, и служебное расследование КМУ, объявленное премьер-министром, продолжается при активном участии и пани Корчак, и пана Евдоченко», — рассказывает Юрчишин.

О победе, по словам директора ТI Украина, будем говорить тогда, когда первые коррупционеры, которых поймают по данным системы е-декларирования, понесут ответственность вплоть до пожизненных сроков заключения и конфискации имущества.

Алла ДУБРОВИК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ