Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вопрос не в количестве угля, а в его качестве

7 июля, 2009 - 20:35

Отечественные теплоэлектростанции и шахтные склады практически исчерпали свои мощности по накоплению угля. У первых уже скопилось три миллиона тонн угля, а на складах госшахт имеется около двух миллионов тонн. Ситуация близка к критической: государство ежемесячно выделяет по 500 миллионов гривен на выплату зарплат шахтерам и финансирует закупку энергоресурса, при этому громаднейшие запасы угля не расходятся, а продолжают нарастать.

Решить проблемы отрасли поможет лицензирование угля, создание реестра частных шахт и составление прогнозного баланса потребления угля на рынке частными и государственными компаниями, считает председатель парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская. На последнем механизме она делает основной акцент, так как он позволить увидеть, кто, сколько добывает и потребляет энергетического и коксующегося угля в стране. «Когда мы увидим полностью картину того, сколько угля потреблено на рынке, тогда будем понимать, какой объем (средств. — Авт.) нужно выделять дополнительно для финансирования создания государственного резерва», — говорит она. Не помешает разобраться и в ситуации с массовым импортом российского коксующего угля в Украину и ввести его квотирование. Ведь не смотря на то, что в Украине добывается свой «кокс», отечественные предприятия предпочитают покупать более дорогой российский, —говорит Королевская.

«Идея квотирования импорта коксующихся углей принципиально правильная, но все зависит от объема квот», — поддерживает ее заместитель министра промышленной политики Сергей Грищенко. По его информации, при годовом потреблении коксующих углей в 22 миллиона тонн отечественные шахты могут дать только 17 миллионов тонн. Соответственно, дефицит может составить 5 миллионов тонн. И этот дефицит надо покрывать за счет импорта, потому что отечественные шахты не смогут нарастить за короткий период его добычу.

Вопрос не столько в объемах добываемого украинскими шахтами «кокса», сколько в его качестве, говорят представители меткомпаний. По словам директора дивизиона угля и кокса «Метинвест» Владимира Гусака, в связи с полным отказом компании от использования природного газа в доменных печах резко повысились требования к качеству коксующегося угля (прежде всего, к содержанию серы в нем). Импортный и отечественный коксовый уголь в этом плане «принципиально разные». Поэтому их нельзя напрямую сравнивать, считает он. По словам Гусака, компания готова была бы покупать отечественные угли с содержанием серы до 1%, однако госкомпания «Уголь Украины» их практически не предлагает.

Решать проблемы не только производителей коксующихся углей, но и энергетических со своей стороны предлагает заместитель министра топлива и энергетики Владимир Макуха. Главными покупателями энергетического угля сегодня является государство и топливно-энергетические станции (ТЭС), которые производят из него электроэнергию. Однако потребность в последней резко сокращается. Так, по словам Макухи, в январе-мае 2009 года объем потребления электроэнергии в стране уменьшился на 15%, а по итогам года снижение ожидается на 12%. Исходя из этого, возникает вопрос: насколько целесообразно просто накапливать уголь на складах ТЭС, ведь выработанная ими электроэнергия приблизительно вдвое дороже электроэнергии атомных и гидроэлектростанций. Увеличение же доли такой энергии в общем объеме производства приводит только к ее удорожанию для производителей и, соответственно, к скоплению производственных убытков.

«Сегодня мы покупаем уголь, который нам абсолютно не нужен: два миллиарда гривен лежит на складах, и вопрос, будут ли они использованы ближайшие год-полтора», — добавляет к выше сказанному президент Национальной энергетической компании «Энергетическая компания Украины» Владимир Зиневич. По его мнению, государство должно либо принять решение о снижении цены закупаемого угля (что означает снова дотации из бюджета), либо повысить оптовую цену и тарифы для населения на энергию, так как возможности повышения тарифов для промышленности уже давно исчерпаны.

Чтобы не перегружать бюджет, оптимальным должен стать второй вариант, считает генеральный директор «ДТЭК» Максим Тимченко. Повышение должно произойти на 10 копеек за 1 кВт-ч тарифа для бытовых потребителей. «Средняя семья потребляет около 200 кВт-ч в месяц, а это, соответственно, нагрузка около 20 гривен на семейный бюджет... Повышение тарифа на 10 копеек позволит направить в тепловую генерацию более двух миллиардов гривен и, в общем-то, выровнять ситуацию до конца года», — говорит он. При этом Тимченко отмечает, принятия подобного решения важно для отрасли, так как постоянное желание украинской власти хорошо выглядеть в глазах избирателя уже привело к тому, что действующий тариф на электроэнергию приблизительно в три раза меньше экономически обоснованного.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ