Современные механизмы контроля за поставкой и оплатой энергоресурсов позволяют сберегать миллиарды гривен. Таково мнение участников круглого стола «Использование высоких информационно-коммуникационных технологий для формирования единого энергетического баланса Украины», проходившего в Верховной Раде. Но главный вывод: государство эти миллиарды сегодня теряет, поскольку в стране до сих пор не создана постоянно действующая государственная информационно- коммуникационная система, позволяющая контролировать ход формирования энергетического баланса.
«Из-за отсутствия сводного энергетического баланса мы несем потери на общегосударственном уровне», — считает руководитель группы разработчиков Института информатики и управления НАН Украины Анатолий Любаревич и подтверждает сказанное примерами. В мире, по его словам, принято рассчитывать и оценивать энергоемкость ВВП по обобщающему показателю — тоннам нефтяного эквивалента (т.н.э.), приходящимся на $1000 выпущенной продукции. При таком подходе в Германии энергоемкость ВВП составляет 0,16 т.н.э., тогда как в Украине — 3,55 т.н.э., то есть в 22 раза больше. В общей структуре производства ВВП Германии зарплата в себестоимости продукции составляет 35%, энергоемкость — 38%. В Украине пропорция совсем иная: зарплата — 9%, энергоемкость — 72%.
Еще более убедителен другой пример экономической безалаберности, взятый Любаревичем из сегодняшних отечественных реалий. В 2004 году в Украине было потреблено газа, электроэнергии и жилищно-коммунальных услуг на 38 млрд. грн., что составляет 14,8% в структуре себестоимости ВВП. Из тех же источников он черпает и другие исходные цифры: в Украине в 2004 году было, согласно статистике, 20 млн. абонентов из числа семейных хозяйств. Исходя из того, что среднестатистическая оплата одним абонентом всех услуг составляет 200 грн. в месяц, получаем в масштабе всей страны 48 млрд. грн. в год, то есть население оплатило на 10 миллиардов больше, чем потребила вся страна. Если в 1990 году Украина потребила 110 млрд. кубометров газа, то в 2005-ом — 75 млрд. Также за этот период на 45% уменьшилось потребление электроэнергии, хотя никакие эффективные энергосберегающие технологии не внедрялись. Что же произошло? Любаревич считает, что за это время просто в три раза повысились тарифы. И под прикрытием этого на местном уровне необоснованно в 10 раз возросли начисления на квадратные метры. «Венец этому процессу, — уверен Любаревич, — Алчевск».
Причиной такого состояния дел с учетом потребления и оплаты за энергоносители, по мнению президента ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Романа Сторожева, является отсутствие единого информационного пространства и единых государственных механизмов сбора и обработки информации, что делает невозможным оперативное отслеживание потребления энергоносителей и расчетов по ним. «Главный газотрейдер» считает, что из-за отсутствия единого информационного поля и системы мониторинга, не скованной ведомственными границами, в стране нет и единого экономического пространства.
Единственный выход участники круглого стола видят в немедленном внедрении «Единой государственной системы мониторинга производства, поставки, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и жилищно-коммунальные услуги» (ЕГСМ), разработанной Институтом информатики и управления НАН Украины. Над ее созданием, по словам директора института Леонида Гамбарова, группа специалистов под руководством Любаревича работала в течение десяти лет. Еще пять лет ЕГСМ рассматривалась различными государственными инстанциями, но несмотря на полученные отовсюду положительные отзывы, к ее реализации до сих пор не приступили. Значит, кому-то очень выгодно ловить рыбку в мутной воде?
Правда, в прошлом году всех причастных к разработке ЕГСМ очень удивил Президент Украины, издав распоряжение, в котором был такой пункт: «Разработать и утвердить до 1 декабря 2005 года порядок исчисления единого энергетического баланса государства и проведения мониторинга его показателей». «Возникает вопрос: кто готовил это невыполнимое поручение? Ведь в стране до сих пор отсутствует система сбора соответствующей информации, — не скрывает своего недоумения Гамбаров. — В Украине проводятся мониторинги только по отдельным видам топлива, энергии и услуг. Основной базой информации владеет Минтопэнерго, занимающееся разработкой балансов угля, природного газа, нефти и продуктов ее переработки. Но это делается на основе информации, получаемой от других министерств и ведомств. А существующие информационные базы министерств и ведомств в большинстве случаев являются разрозненными, имеют методологические расхождения и ведутся в корпоративных интересах».
Как показывает опыт других стран, в Украине необходим государственный орган со специальным статусом — Национальная комиссия госконтроля за индикативными показателями энергобаланса и жилищно-коммунального хозяйства. Как утверждают специалисты, больших затрат это не потребует, поскольку методологические и технически проблемы такой системы, в том числе и защиты информации, практически решены. «В отдельных регионах элементы системы уже существуют, но нет государственного механизма управления этой системой», — поясняет Гамбаров. Нашлись даже зарубежные инвесторы, готовые в это инвестировать. Как сообщила глава представительства Всемирной организации развития стран Валентина Балабанова, инвесторы из США, Германии, Швеции, Греции готовы предоставить $345 млн. без государственных гарантий, «но их никто не приглашает».
Положительно оценивают идею внедрения системы мониторинга энергобаланса участники энергетического рынка. По словам Сторожева, применение такой системы позволит объединить отрасли и подотрасли в единое целое и обеспечить прогнозирование колебаний на рынке энергоносителей. Кроме того, считает Сторожев, после внедрения единой государственной системы мониторинга станет возможной реализация идеи энергосбережения не административными, а рыночными методами. Представители бизнеса заинтересованы в выведении из тени операций с расчетами за потребленные тепло, электроэнергию, газ, воду и т.д. «Мы будем поддерживать все инициативы, направленные на снижение энергозатратности предприятий, стимулирование их производства, — заявил Сторожев. — Ведь только стремительный рост экономики способен обогатить нашу страну и позволить всем категориям потребителей платить за газ реальную рыночную цену».