Очень неприятные цифры назывались на выездном заседании парламентского комитета по вопросам экономической политики, проходившем в Донецке. Из 691 территории нашей страны только 44 являются финансово самодостаточными. Поэтому, как считают депутаты, именно государство должно позаботиться о бюджетном выравнивании регионов, расширении перечня доходов местных бюджетов (это важный шаг к тому, чтобы сделать территории самодостаточными), но — главное — о развитии промышленности и создании стимулов для инвестирования, как отечественного, так и иностранного капитала.
Последний тезис стал ключевым для решений по основному пункту повестки дня: а какими быть свободным экономическим зонам и территориям приоритетного развития. Один из выводов, к которым пришли участники заседания, состоит в том, что СЭЗ и ТПР должны ориентироваться, прежде всего, на привлечении национального, а не иностранного капитала. По мнению народного депутата Михаила Чечетова, наличие национального капитала в общем инвестиционном спектре страны является очень важным фактором: если он, зная все правила игры, не уходит из страны, а наоборот, эффективно работает в ней — это первый сигнал для иностранных инвесторов, свидетельствующий о том, что этой стране можно доверять.
Впрочем, до этого нам, видимо, еще далеко. Например, выступая на комитете, другой народный депутат Валентин Ландик заявил, что завод холодильников «НОРД» пока что на 80% работает на экспорт. Это известный промышленник объясняет элементарным выталкиванием отечественного производителя из страны. Так что «комитетчики» задумались над тем, как создать, наконец, условия прежде всего для внутринационального инвестирования. Эта задача, является одной из ключевых в программе социально-экономического развития страны, которая подготовлена комитетом к рассмотрению на Верховной Раде. По словам народных депутатов, претворяя эту программу в жизнь, страна получит экономику, которая будет развиваться целостно и комплексно, без «ручного» управления.
Будут ли в этой программе СЭЗы и ТПРы? Об этом спор на комитете шел едва ли не два часа. Некоторые экономисты считают, что сегодня резко возвращать СЭЗ в Украину так же опасно, как два года назад было опасно резко их закрывать — во всем нужен глубокий анализ и исследование. Как подчеркнул директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец, здесь все снова сводится к роли и полномочиям государства, которые должны быть четко выписаны, а также к четкому определению всех достоинств и недостатков СЭЗ.
Народный депутат Украины Ринат Ахметов считает, что «СЭЗ — это не цель, а средство, точнее — одно из средств для стимулирования инвестиций». Цель, с которой создаются такие зоны, по его мнению, — обеспечить экономический рост. При этом Ахметов считает, что «крупному бизнесу преференции не нужны». По его мнению, последний не нуждается в льготах, он «уже вырос из коротких штанишек и способен конкурировать на равных». «Принося операционную прибыль, — говорит Ахметов, — льготы разрушают стоимость бизнеса. Одним словом, зарабатываешь миллион, а теряешь миллиард. Потому что инвестор, особенно западный, очень осторожно относится ко всем видам льгот». По мнению Ахметову, нам сегодня нужны скорее не экономические зоны, а «экономически свободная страна»: «Я за то, чтобы вся Украина стала свободной экономической зоной. Украина должна стать лучшей страной в Европе для ведения бизнеса, но для этого нам надо обеспечить уважение к частной собственности, верховенство права, политическую, экономическую и социальную стабильность, простые и равные правила игры для всех и низкие налоги. Мой опыт говорит о том, что это — лучший стимул для инвесторов», — подчеркнул бизнесмен и народный депутат.
В результате дискуссии участники заседания сошлись на мысли, что СЭЗ действительно могут стать катализаторами экономического развития и способствовать положительным трансформациям нашей экономики, помогут насытить внутренний рынок. Правда, при этом СЭЗ должны работать, прежде всего, на структурную перестройку экономики, максимально ориентируясь на внутренний рынок. Поэтому участники совещания решили вначале ознакомиться с мировым опытом формирования СЭЗ, а также предусмотреть меры государственного контроля над соблюдением законодательства в СЭЗ. С последним вопросом Комитету должна помочь специальная комиссия, которая будет проводить комплексный мониторинг этой сферы и создаст систему инвестиционных стимулов, как одного из инструментов инновационной модели украинской экономики. Участники заседания не раз подчеркивали свою главную задачу — уже в ближайшее время вернуть доверие инвесторов, которые должны понимать, что если СЭЗ в Украине будут возобновлены, то это будет сделано на долгую перспективу. А от повторения событий 2005 года гарантирует украинское государство.