Большинство всемирно известных брендов возникали во время кризиса. «Майкрософт», «Проктер энд Гамбл», «Ай Би ЭМ», «Дженерал Электрик», «Дженерал Моторз»...эти и многие другие известные фирмы возникали в разное время. Но всех их объединяет одно. «Они возникали во время кризиса», — считает сотрудник аудиторской компании Baker Tilly Ukraine Алексей Калапуша. — Именно кризис обнажает реальные потребности рынка и, наоборот, убирает с него товары и услуги, которые востребованы только во время роста экономики. Поэтому задача украинских менеджеров — не впадать в панику, анабиоз, а совершать активные поисковые движения. Именно благодаря такому активному подходу в периоды кризисов мировой экономики возникали многие известные мировые бренды.
«Для многих видов бизнеса кризис — это просто золотое дно», — говорит бизнес-тренер и создатель первого в Украине коллекторского агентства Светлана Фокина. Это можно сказать о коллекторах, ломбардах, дискаунтерах, стоковых магазинах, производстве полуфабрикатов, табачных изделий и алкоголя, оценщиках, юристах и многих других.
«Еще Маркс сказал о том, что экономика развивается циклично, — продолжает Алексей Калапуша. — Мир уже давно свыкся с тем, что периоды подъема экономики чередуются со спадом, другое дело, что кризис всегда приходит неожиданно. И украинцам надо просто привыкнуть к тому, что рано или поздно в бизнесе настает время, когда действовать и думать надо по-другому. Сейчас многие компании сворачивают, казалось бы, перспективные виды деятельности, и стараются сконцентрироваться на чем-то одном. Во время роста экономики это было нужно, а сейчас все экономят, и это уже не нужно. Задача руководителей фирмы — найти нишу нужного во время кризиса, и использовать средства, которые у вас есть».
В сущности, кризис не привнес в Украину ничего нового. «Он лишь напомнил о том, что в мире бизнес уже давно стал совсем другим», — уверяет Светлана Фокина. Она считает, что кризис резко и наглядно обнажил глобальные изменения, которые, похоже, стали уже необратимыми. Даже самые новые учебники по стратегическому планированию, развитию бизнеса — все это теперь очень быстро устаревает. Еще недавно весь маркетинг был привязан к приобретению компанией ключевых преимуществ на рынке, которые позволяет ей отстроиться от конкурентов. Но сейчас все ваши ключевые преимущества очень быстро повторяют и подхватывают конкуренты. Качество продукции, ее уникальность перестают играть свою решающую роль. В США и в мире отчетливо понимают, что бы вы ни придумали, это тут же сделают китайцы, причем дешевле. Дешевизна продукции и быстрота реакции на изменение ситуации начинает играть в мире гораздо более заметную роль, чем раньше.
«В ближайшие годы в мире будут всего два типа компаний: быстрые и мертвые, — говорит Светлана Фокина. — И, кстати, как показывает украинский опыт, большинство известных фирм рушится вовсе не из-за внешних воздействий, а из-за внутренних противоречий и бардака».
После поездки по США, где Фокина интересовалась тем, как американцы работают в новых глобальных условиях, она привезла с собой критерии, по которым в США оценивают потенциальную успешность компании при изменении ситуации на рынке. Это уже не столько основные фонды, стоимость оборудования и помещений и даже не только современные информационные технологии. Это — доверие коллектива к собственному менеджменту, способность отбирать и удерживать талантливых сотрудников, инновации, репутация компании на рынке, опыт высшего руководства, наличие корпоративной стратегии. Все это, в свою очередь, сводится всего к двум вещам, в которые американцы теперь стараются вкладывать деньги. Это — талантливые специалисты и экономия времени. «Именно талантливые специалисты обеспечивают выживаемость и развитие бизнеса в любых условиях, в том числе и во время кризиса, — говорит Светлана. — Сейчас период полураспада знаний очень короткий. На чем держатся ведущие фирмы, так это на неординарности своих сотрудников, на их страстном желании что-то сделать. Желание человека работать, его талант сейчас гораздо важнее того, что у него написано в резюме, на которые сейчас уже меньше внимания обращают на Западе», — считает Светлана.
С ней согласен директор киевского представительства компании Enterprise Estonia Денис Приймяги. Перед созданием нового бизнеса сейчас меньше внимания обращают на его уникальность и прочие подобные вещи. Потому что рано или поздно у него появятся конкуренты из-за рубежа. Одна из главных особенностей современного успешного бизнеса — это работа в очень узком сегменте, но возможность покрыть своими товарами или услугами как можно больший географический регион.
«После спада украинской экономики и уменьшения внешних инвестиций Украину однозначно ждет экспансия зарубежного капитала, который придет сюда скупать подешевевшие активы, — говорит Алексей Калапуша. И это начинает происходить уже сейчас. Иностранцы заинтересованы в приобретении сырьевых ресурсов, предприятий транспорта, энергетики, перспективных инвестиций в пищевую промышленность, горно-металлургический комплекс».
Вот так, как говорится, кому война, а кому — мать родна. И, действительно, все, что нас не убивает — делает нас сильнее. По этому принципу долгие годы развивался Запад. Теперь пришел черед и Украины.