Важность развития автомобильных дорог для экономики страны трудно переоценить. Расчеты показывают, что каждая гривня, вложенная в дорогу, бережет не менее трех гривен.
Уже научно обосновано, что автомобильная дорога нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ каждые 4—5 лет. Исходя из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования Украины, что составляет около 170 тыс. км, легко подсчитать, что ежегодно необходимо ремонтировать 35—40 тыс. км дорог. Имеющиеся же в наличии средства позволяют отремонтировать не более 18 тыс. км в год. Как следствие — разрушение дорожного покрытия, более быстрое ухудшение потребительских характеристик дорог.
Учитывая ограниченность материальных и финансовых возможностей дорожных организаций в условиях общего экономического кризиса, усилия дорожников сейчас направлены на сохранение существующей сети автомобильных дорог, обеспечение безопасных и комфортных условий движения. О существенном развитии сети дорог даже не идет речь. Однако даже в этих условиях потребность в средствах в 2—2,5 раза превышает имеющиеся в наличии ресурсы.
На первый взгляд кажется, что дорожная отрасль находится в тупиковом состоянии, что выполнить поставленные задания невозможно. Но выход из кризисной ситуации все-таки нашелся. Основным направлением разрешения проблемы является применение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, позволяющих при одинаковых с традиционными технологиями расходах выполнить физические объемы работ в 2—3 раза больше.
Темпы внедрения современных технологий все возрастают. Тонкослойные асфальтобетонные покрытия толщиной 2—2,5 см несколько дороже традиционной поверхностной обработки, зато их срок службы значительно больше, что в целом дает экономический выигрыш в 1,5—2 раза. Технологии на основе битумных эмульсий дают выигрыш в 1,5—1,8 раза за счет высокого уровня механизации и производительности труда. Применение стабилизаторов грунтовых масс, модифицированных битумов, материалов, укрепленных цементом, содействуют удлинению междуремонтных сроков службы и стабильности потребительских характеристик автомобильной дороги, что уменьшает физические объемы ежегодных ремонтных работ.
Всего, конечно же, не перечислить. Главное, что процесс внедрения новых технологий набирает обороты. Значит, и дороги вскоре станут лучше.