Именно для обслуживания этого сообщества и создается государственный
аппарат, которому экономически независимыми гражданами-собственниками делегируется
определенный объем прав. Этот аппарат содержится за счет денег налогоплательщиков,
поэтому он обязан проводить в жизнь такую политику, которая бы отражала
интересы всего общества. Иными словами, существование демократической формы
государственного устройства возможно только при том условии, что его основой
являются граждане-собственники.
Исходя из этого, для успешного преодоления нашего тоталитарного прошлого
необходимо как можно скорее провести реальную приватизацию государственного
имущества и создать класс граждан-собственников. После провозглашения независимости
в Украине в России и в других странах Восточной Европы был взят курс на
приватизацию госсобственности. К сожалению, это верное в принципе решение
трансформировалось в так называемую ваучерную приватизацию, которая не
только не приблизила появление гражданина-собственника, но и создала благоприятные
условия для перехода значительной части бывшей общенародной собственности
в руки весьма ограниченной группы лиц. Более того, это объективно привело
к отчуждению основной массы населения от средств и условий производства
и к уходу наиболее активной и трудоспособной части общества в теневую экономику.
Аналогичный процесс, начатый несколько ранее в России, в конечном счете
и привел к глубокому экономическому и финансовому кризису, переживаемому
сегодня.
Хотя наше государство теперь усиленно декларирует свое желание перейти
от сертификатной приватизации к денежной, значительная часть госсобственности
по-прежнему управляется все теми же чиновниками. Только в отличие от развитых
стран Запада, они являются не управляющими, а настоящими собственниками
средств и условий производства, получающими от этого незаконную прибыль.
Законом о государственной службе 1993 года их материальное положение надежно
защищено. Управленцы, которые должны находиться на службе гражданского
общества, превратились в нечто очень похожее на отдельное сословие.
Сейчас на всех уровнях не утихают споры о путях выхода из кризиса, переходе
к рыночным отношениям, борьбе с теневой экономикой и бартером, о своевременном
перечислении налогов, ради чего в жертву принесен даже международный имидж
страны. Но все эти меры являются борьбой не с причинами, породившими нынешний
углубляющийся кризис, а только с результатами того ужасающего экономического
положения, в котором оказалась наша страна спустя семь лет после обретения
независимости. Эти меры недостаточны, чтобы исправить положение. При отсутствии
реального собственника средств и условий производства, причем не монополиста,
а именно мелкого и среднего, никакие инвестиции в Украину не придут. Как
показывают итоги использования многомиллиардных займов, государственные
чиновники не в состоянии распорядиться ими на благо общества. Необычайно
разбухший государственный аппарат не позволяет действенно и оперативно
решать вопросы, стоящие сегодня перед страной.
Видимо, настало время осознать, что еще возможно вернуться к исходному
пункту и провести действенную приватизацию госсобственности, направленную
на создание реального собственника средств и условий производства, и уже
на этой основе начать движение к истинному, а не мнимому рынку. Ведь настоящего
рынка не может быть, если в товарный оборот не введены средства и условия
производства, отсутствует развитый фондовый рынок, а товарное обращение
ограничено главным образом товарами, да и то большей частью некачественного
иностранного производства. Следствием этого является тот удручающий факт,
что иностранные займы, которые предстоит выплачивать будущим поколениям
граждан независимой Украины, используются в интересах очень ограниченного
круга украинского общества и практически инвестируют экономику не нашей
страны, а производство сопредельных государств.
Начинать выход из кризиса нужно с решительных мер по созданию в Украине
собственника, который был бы заинтересован в результатах реформ и поддерживал
подлинных реформаторов. Именно этот слой общества станет впоследствии залогом
необратимости демократических и экономических преобразований в нашей стране.