Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вслепую

Морские порты отстранены от управления лоцманскими службами
30 марта, 2005 - 20:48
ПО ВОЛЕ КИЕВСКИХ ЧИНОВНИКОВ ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ ДОБРОСОВЕСТНО ЗАРАБАТЫВАЕТ КЕРЧЕНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ, ПОСТУПАЮТ В НИКОЛАЕВ. РАЗВЕ ЭТО НЕ ДОВОЛЬНО СТРАННАЯ СХЕМА? / ФОТО ИЗ АРХИВА КЕРЧЕНСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА

Скоро исполнится год, как порты Украины проводят кампанию за отмену приказа министра транспорта Украины №312 от 15 апреля 2004 года — незаконного и экономически несправедливого, с их точки зрения. Трудовые коллективы портов, профсоюзы портовиков, юридические службы направили десятки обращений в Антимонопольный комитет и органы власти. Совет министров Крыма также обращался в Минтранс с экономическими обоснованиями отмены документа. Народный депутат от Керчи Виктор Мироненко подал несколько депутатских запросов — в Генеральную прокуратуру, администрацию Президента и Кабмин. Однако при старой власти решить этот вопрос было невозможно. Сейчас, когда политическая и хозяйственная ситуации в стране кардинально изменились, портовики Украины вновь требуют справедливого решения наболевшего вопроса. В чем же суть проблемы?

По словам вице-премьера крымского правительства Геннадия Бабенко, согласно приказу, лоцманские службы всех портов Украины и существующие при них Центры регулирования движения судов со всем их имуществом, персоналом и деньгами были переданы в подчинение Николаевскому госпредприятию «Дельта-лоцман». В результате все порты как бы «ослепли» — они потеряли возможность «видеть», что происходит в их акваториях. Портовики говорят, что это был волюнтаризм, преследовавший единственную цель — сконцентрировать значительные денежные средства в одних руках для использования их на выборах.

Таким образом, не только все порты Украины, но и портовые города одним росчерком пера были поставлены в катастрофическое положение. Например, Керченский торговый порт, лоцманская служба в составе которого существует с 1843 года, не только потерял 30% заработка, но и оказался перед угрозой увольнения более тысячи рабочих. В условиях Керчи, где процент безработицы самый высокий в Украине, это равносильно социальному взрыву: без средств к существованию оставались примерно четыре тысячи человек. С другой стороны, забрав у портов денежные средства, людей и имущество, ведомство оставило за начальниками и капитанами портов прежнюю ответственность за безопасность судоходства в акваториях портов. Это был нонсенс: ведь без людских и материальных ресурсов такую задачу выполнить невозможно. Это сразу осложнило ситуацию, и, как рассказывают в крымском правительстве, за истекший год только в Керченском проливе безопасность судоходства резко снизилась, а частота попадания судов на мели возросла в два раза.

Не все тут гладко и с юридической стороны. Приказ нарушает множество требований международного морского права, Кодекса морского торгового мореплавания, трудового законодательства и многих других смежных законов Украины. Так, согласно международному морскому праву и в соответствии со ст. 75, 88, 92 Кодекса торгового мореплавания Украины, обеспечение безопасности мореплавания возлагается на порт, и именно ему должны быть предоставлены необходимые структуры и средства. Во всех портах мира лоцманские службы подчиняются начальникам и капитанам портов и входят в их структуру, поэтому лишение портов лоцманских служб нарушает международные нормы. По мнению юристов Керченского морского торгового порта, приказ также противоречит статьям 5, 9, 40, 49 Кодекса законов о труде и статьям 15 и 22 Закона «О защите экономической конкуренции», потому что делает одно предприятие монополистом в деле лоцманской проводки судов на всех морях.

С точки зрения портовых юристов, приказ противоречит статьям 44, 47, 59, 69, 74 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которым раздел предприятий, а также выделение и обособление составляющих их структур, невозможны при наличии их тесной технологической связи с другими подразделениями. Такие действия не допускаются в том случае, если они ведут к отрицательным экологическим, социально-экономическим последствиям — то есть к ухудшению потребительских характеристик услуги, снижению конкурентоспособности портов на внешнем рынке, что характерно в данном случае.

Более того, приказ совершенно неквалифицированно вторгся в межгосударственные отношения. В соответствии с международным морским правом, согласно которому, за безопасность судоходства отвечают порты, между Украиной и Россией в ходе переговоров по статусу Черного и Азовского морей и правил судоходства в них было закреплено много положений об ответственности портов Керчь, Темрюк, Кавказ и других за безопасность судоходства и порядке работы и взаимодействия лоцманских служб в этих морях. Приказ Минтранса сделал украинские порты фактически беспомощными и неконкурентоспособными в их отношениях с российскими портами.

— Все сказанное, — говорит Бабенко, — касается не только Керченского морского торгового порта, но также Феодосийского, Ялтинского, нескольких севастопольских военных портов, Евпаторийского и остальных портов Украины. Приказ дезорганизовал не только торговое мореплавание в Украине, но и военное и туристическое судоходство на Черном и Азовском морях. Он не только противоречит экономическим и юридическим требованиям, но еще логике и практике международного судоходства, международного морского права, практике других стран. Поэтому мы будем делать все, чтобы добиться восстановления прав портов. Для этого направляем в суды несколько исков о возмещении материального и морального ущерба и о признании незаконности приказа.

Интересно, как поведет себя в затянувшемся конфликте новое руководство Минтранссвязи: станет ли оно защищать честь мундира или разберется по существу.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Керчь — Феодосия — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ