Во-первых, в совете «Вольной гавани» (так по примеру Гамбурга
называлась одесское «порто-франко») присутствовали представители всех сословий,
проживавших на территории города. Во-вторых, интересы государства «блюли»
представители Министерства внутренних дел, финансов, пограничного и таможенного
департаментов империи. Капитан «Вольной гавани» (начальник по нашему) подчинялся
совету, как глава исполнительной власти. Можно еще отметить «прозрачность»
бюджета «Вольной гавани», тендеры на подряд, протекционизм в отношениях
к собственному промышленнику и купцу... Словом, граждане Одессы знали куда
и на что уходят их деньги, появятся ли новые рабочие места и каким специальностям
имеет смысл обучать своих детей.
Чем же интересна СЭЗ, вроде бы открываемая теперь в Одессе?
Подчеркиваю — вроде бы! Ибо Указ Президента рассмотрен парламентом лишь
в первом чтении, а что там останется после второго — никто не знает.
Допускаю, что итоги подводить рано. Но ведь Леонид Кучма
не из «приготовишек»: своих избирателей пять лет назад он «купил» обещанием
серьезных экономических реформ, а Одессу — обязательным возрождением «порто-франко»...
Так вот, отныне на территории зоны «порто-франко» устанавливается
специальный налоговый режим субъектов зоны. Суть: инвесторы освобождаются
на три года от налогообложения на прибыл, полученную от реализации проекта,
а на последующие три года получают пятидесятипроцентную скидку от величины
налога. Далее (цитирую): «указанная льгота применяется с момента получения
первой прибыли».
Можно себе представить изумление тех, кто хотел «осесть»
в нашей «порто-франко», когда прочтут эту строчку! Ведь у нас лишь единицы
показывают прибыль. Президент компании, занимающейся торговлей бензином,
может менять раз в месяц машину, с троить офис, обложив его итальянским
мрамором, но прибыли у него нет. Для налоговиков он беден, как церковная
мышь.
Но, может быть, СЭЗ создается ради «транзита»? Все мы знаем
насколько малопривлекательной стала Украина для перевозчиков — автомобилисты,
железнодорожники, моряки и речники который год пытаются «выбить» из парламента
и правительства закон о «транзите», который начнет стимулировать возвращение
грузопотоков на нашу территорию.
И еще одна изумляющая цитата: «В случае вывоза товаров
и других предметов на территорию зоны «порто-франко» с целью транзита налогообложение
производится в соответствии с законодательством Украины. А мы понадеялись,
что наша «порто-франко» станет классической консигнационной зоной. Производя
«катанку» на «Запорожстали», я отправляю ее в Одессу, складирую и ожидаю
удобной для себя цены. Мне выгодно поставлять ее из СЭЗ, если она освобождается
от дополнительного налогообложения и не бьет по карману металлургов, перевозчиков
и покупателей. Другими словами «уводит» всех участников процесса «купля-прдажа»
от грабительских украинских налогов.
Кстати, именно об этом говорил в Одессе, во время международной
выставки «ТрансУкраина», президент украинского транспортного союза Евгений
Марчук. Его слова нашли понимание и отклик у руководителей крупнейших транспортных
фирм Балтии, Грузии, Беларуси и России.